ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ. Дети любят рисовать и часто отдают этому занятию много времени. С увлечением ребёнок заполняет лист изображением, а затем рассказывает о том, что нарисовано, радуется, если ему сочувствуют, понимают его, и огорчается равнодушному отношению. Для детей рисование не пустая забава, а важное дело. Нам, воспитателям и родителям, оно позволяет воспитывать ребёнка. В процессе рисования обогащаются знания детей об окружающем, уточняется представление о вещах и явлениях, развивается наблюдательность, дети запоминают предметы и явления, видят и выделяют в них главное. В процессе творчества дети учатся самостоятельно и активно мыслить. Они думают и переживают, наблюдая предмет или явление, их мысль работает активно и тогда, когда созревает замысел, и тогда, когда они его воплощают в своём рисунке. Образное восприятие мира, отражение его в рисунке, связанное с этим переживанием красоты, оставляют в душе ребёнка глубокий след, воспитывают творческое отношение к жизни. Родители, серьёзно относящиеся к воспитанию ребёнка, желающие понять его мысли и интересы, должны стать помощниками и соучастниками детского рисования. В чём же заключается помощь родителей? Прежде всего важно позаботиться о расширении знаний и представлений детей об окружающем- это основа содержания рисунка. Учите детей видеть красоту и в ярко расцвеченном осеннем лесе и в индустриальном пейзаже с подъёмными кранами и заводскими трубами. Дети чутки к красоте, но они не всегда могут осознать увиденное, выделить характерное. Их представления часто не отчётливы, не оставляют следа в зрительной памяти. Важно помочь ребёнку закрепить представление. Полезно поговорить о том, что он увидел. Если ребёнок малоактивен, задавайте вспомогательные вопросы или предложите ещё раз посмотреть то, что его взволновало. Рассматривая, тот или иной предмет с ребёнком, обратите внимание на самое главное, основное, не касаясь деталей: «Посмотри, какой красивый цветок. У него круглая серединка, а вокруг неё красивые круглые лепесточки». Этого вполне достаточно. Знакомство с окружающим не может быть ограничено только наблюдением. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов тоже обогащает детей впечатлениями, уточняют их представление. Для занятий рисованием, важно создать условия для развития творчества ребёнка. Желательно выделить ребёнку определённое место для занятий изобразительной деятельностью. Важно позаботиться о хороших материалах для рисования. Материалов, которыми дети могут пользоваться при рисовании, много и они разнообразны. Коробка цветных карандашей, простой карандаш, кисти и акварельные краски, бумага и пластилин- вот без чего нельзя организовать рисование. Чтобы материалы служили долго, были всегда в хорошем состоянии, приучайте детей аккуратно и бережно ими пользоваться (после рисования промывать кисти и краски). Недопустимо, чтобы карандаши и краски валялись, где попало. Это приучает детей относиться к рисованию как ничего не значащему предмету. Большое значение для развития детского творчества имеет совместное действие со взрослыми. Ребёнка привлекают яркие краски, карандаши, он испытывает огромное удовольствие, рисуя вместе со взрослым. Надо стремиться , чтобы дети с радостью и желанием занимались этим. Действуя вместе со взрослым, ребенок чувствует себя увереннее. Любой взрослый человек, даже если он очень далёк от искусства, и рисовать не умеет, может учить ребёнка рисовать. Для этого он должен выработать несколько важных принципов: к рисунку ребёнка нужно относиться с уважением, надо научить его беречь свой рисунок. Рисовать трудно, поэтому насмешки над рисунком ребёнка недопустимы. Взрослый должен серьёзно вдуматься в рисунок малыша и объяснить ему, как строится крыша (не на рисунке, а в жизни), как растёт дерево и т.д. Любая помощь для ребёнка на раннем этапе драгоценна. Если не умеющий взрослый не может показать малышу, как изобразить предмет, то уж помочь ребёнку рассмотреть его он всегда сумеет. В раннем детстве ребёнка легко учить. Если ребёнок рисует у попугая три ноги, надо показать ему попугая и объяснить, что попугай с тремя ногами не сможет ходить. Если он изображает знаменосца и чтобы знамя было повыше, делает руку длиннее всей фигуры, то очень просто опустить всю руку и показать, что рука не достаёт даже до колена, и нельзя рисовать такую руку, которая будучи опущена, достаёт до пола, таких длинных рук не бывает, это безобразно. Не может быть, чтобы такое ясное и простое объяснение не пошло ребёнку впрок. Тут единственный секрет: относиться к детскому рисованию серьёзно, видеть в нём одно из важных средств постижения и освоения мира. Нужен ли особый дар, талант, чтобы рисовать? Грамотно рисовать может научиться каждый, если по настоящему этого захочет. Главное - не только приобрести необходимые технические навыки и освоить средства рисунка и живописи, но и научиться замечать интересное и обобщать увиденное. Родители должны помнить, что объективный мир для ребёнка -иной, он воспринимает его детскими глазами. В меру своих возможностей ребёнок должен изображать окружающий мир, как можно ближе к своему детскому видению, не изменяя его, не искажая, не думая над тем, чтобы было как живое, чтобы вышло «похоже». Надо, чтобы ребёнок воспринимал мир таким, каков он на самом деле, откуда на его рисунке синие лошади? Разве он когда-нибудь в жизни мог видеть что-нибудь подобное?- А может надо дать волю детскому воображению? Чтобы не рос скучным копиистом, а умел ощущать всё вокруг по-андерсеовски, различая голоса и характеры вещей. Очень рано можно пробудить у ребёнка эстетическое отношение к миру. И для этого надо так немного! Сходить с ребёнком в музей, купить ему хорошую книгу об искусстве, серьёзно относиться к его изобразительному творчеству и всячески поощрять его желание рисовать, лепить и как можно раньше приобщить его к этому. И сделать привычной в семье такую картину. Вечер. За маленьким столом сидит ребёнок, он рисует. Не мешайте ему, он делает важное дело. Помогите ему: он идёт трудным для его слабых сил путём. Научитесь любить нарисованных им длинных, как таксы зайчиков, похожих на песочные часы людей, приближайте их к жизни, растите вместе с вашим сыном или дочкой. Художественное воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребёнка, чтобы с самого детства, он ощущал необходимость в прекрасном, в творчестве |