Работа с гиперактивными детьми
Необычность поведения этих детей не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Скорее можно утверждать, что это- специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими, так и психосоциальными факторами.
Среди возможных причин гиперактивности выделяют: пренатальная патология; осложнения при родах; психосоциальные.
По сравнению с другими нарушениями личности и поведения дошкольников, наличие гиперактивности вызывает наибольшее сопротивление и протест у взрослых. Это вызвано тем, что такие дети сами по себе приносят много неудобств и , кроме того, будоражат окружающих сверстников, которые часто их не принимают в свои игры, так как гиперактивные дети ломают постройки, непоследовательны и агрессивны.
При организации коррекционной работы с гиперактивными детьми акцент делается на таких умениях ребенка:
- концентрировать внимание;
- доводить начатое до конца;
- контролировать свои движения;
- снимать мышечное напряжение;
- контролировать свои эмоциональные проявления;
- расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
В работе со взрослыми, и прежде всего родителями, важно изменить их отношение к своему ребенку, стиль взаимодействия с ним. Родители должнгы понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка не действуют.
Таким детям надо давать инструкции, содержащие не более 10-ти слов.Нельзя просить сделать сразу несколько поручений, так как ребенок просто не запомнит их.
При организации учебных занятий продумывается материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировался в различных видах. Занятия проводятся в игровой форме с включением физминуток. Занятие строю так, чтобы оно включало различные методы( обыгрывание, рассказ. Демонстрацию). При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находитьтся рядим с ним, поглаживая его, успокаивающе проговаривая его действия спокойным голосом.
Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка включаю через такие приемы и технологии:
1. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций.
2. Обучение самомассажу.
3. игры для развития быстроты реакции, координации движений.
4. игры для развития тактильного взаимодействия.
5. пальчиковые игры.
6. подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.
7.психооогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.
8. работа с глиной, водой и песком.
Коррекционную работу строю поэтапно: индивидуальная, парная, подгрупповая.
Рекомендации для родителей
-Изменение микроклимата в семье
-Организация режима дня и места для занятий
Игры
Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.