Воскресенье, 22.12.2024, 19:33
Приветствую Вас, Гость

Работа с гиперактивными детьми

 Гиперактивность( синдром дефицита внимания с гиперактивностью- СДВГ) проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете более или менее длительное время. Часто отмечается повышенная утомляемость. Состояние утомления сопровождается беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками. 

Необычность поведения этих детей не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Скорее можно утверждать, что это- специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими, так и психосоциальными факторами.

Среди возможных причин гиперактивности выделяют: пренатальная патология; осложнения при родах; психосоциальные.

По сравнению с другими нарушениями личности  и поведения дошкольников, наличие гиперактивности вызывает наибольшее сопротивление  и протест у взрослых. Это вызвано тем, что такие дети сами по себе приносят много неудобств и , кроме того, будоражат окружающих сверстников, которые часто их не принимают в свои игры, так как гиперактивные дети ломают постройки, непоследовательны и агрессивны.

              Для диагностики гипердинамического синдрома в психологической практике используется  методики- тест Тулуз- Пьерона, нейропсихологическая экспресс- диагностика « Лурия-90», Смирницкой. Но основой  для выделения гиперактивности служит анкетирование педагогов и родителей, так как эти методики рассчитаны на детей 6-ти лет и старше, а гиперактивность проявляется в 3-4 года.( Лютова, Монина-Тренинг эффективного взаимодействия с детьми; Павлова_ Гиперактивный ребенок; Дошкольное образование№11, 2002.)

При организации коррекционной работы с гиперактивными детьми  акцент делается на таких умениях ребенка:

                  - концентрировать внимание;

                  - доводить начатое до конца;

                  - контролировать свои движения;

                  - снимать мышечное напряжение;

                  - контролировать свои эмоциональные проявления;

                  - расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

В работе со взрослыми, и прежде всего родителями, важно изменить их отношение к своему ребенку, стиль взаимодействия с ним. Родители должнгы понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка не действуют.

Таким детям надо давать инструкции, содержащие не более 10-ти слов.Нельзя просить сделать сразу несколько поручений, так как ребенок просто не запомнит их.

При организации учебных занятий продумывается   материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировался в различных видах. Занятия проводятся в игровой форме с включением физминуток. Занятие строю так, чтобы оно включало различные методы( обыгрывание, рассказ. Демонстрацию). При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находитьтся рядим с ним, поглаживая его, успокаивающе проговаривая его действия спокойным голосом.

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка  включаю через такие приемы и технологии:

             1. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций.

             2. Обучение самомассажу.

             3. игры для развития быстроты реакции, координации движений.

             4. игры для развития тактильного взаимодействия.

             5. пальчиковые игры.

             6. подвижные игры  с использованием сдерживающих моментов.

             7.психооогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

8. работа с глиной, водой и песком.

                   Коррекционную работу строю поэтапно: индивидуальная, парная, подгрупповая.

 

                                   Рекомендации для родителей

               -Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку

              -Изменение микроклимата в семье

              -Организация режима дня и места для занятий

 

                                     Игры

                   « Слушай хлопки», « Давайте поздороваемся», « Будь внимателен», «Запрещенное движение», « Четыре стихии», «Пожалуйста», «Да» и «нет» не говори, «Говори», «Клубочек»

 

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям  и быть успешными.