Развитие речи у старших дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения их в дальнейшем. Готовность детей к школе включает зрелость всех систем организма, сформированность крупной и мелкой моторики, зрительного и фонематического восприятия.
В последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если в 50-х гг. XX в. было около 17% детей с дефектами звукопроизношения (данные М.Е. Хватцева), то в конце XX — начале XXI вв. их стало 52,5%, причем 16,7% из этого числа приходилось на полные звуковые замены, остальные 35,8% составили дети со стертой или выраженной формой дизартрии.
Научные исследования середины прошлого века доказали существование взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью, развития тонкой моторики кисти руки (Л.Ф. Фомина, 1971; М.М. Кольцова, 1973; В.И. Лубовский, 1978; Е.М. Мастюкова, 1978).
На основе исследований М.М. Кольцов в 1973 г. делает важнейший вывод о том «...что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть еще одна речевая зона мозга» .
Недостатки развития мелкой моторики у детей с ОНР проявляются:
— в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений;
— затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;
— невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;
— снижении двигательной памяти и самоконтроля;
— замедленности, застревании на одной позе.
Анализируя особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР, Т.Б. Филичева замечает, что названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей, в структуре общего недоразвития, речи которых выраженным является дизартрический синдром. При всех формах дизартрии отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата в сочетании с рядом других различных нарушений и особенно с нарушением тонкой дифференцированной моторики пальцев рук.
Кроме того, при дизартрии часто нарушается четкость кинестетических ощущений. Ребенок не воспринимает состояние напряженности или, наоборот, расслабленности мышц. Поэтому у детей с этим синдромом отмечается напряженность мелкой мускулатуры и в связи с этим неловкость движений пальцев рук.
Все изложенное выше указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР, обусловленным синдромом дизартрии.
В последние годы появилось достаточно много различной литературы практического характера по развитию мелкой моторики рук. После тщательного ее анализа выявилась возможность выстроить систему работы с детьми старшего дошкольного возраста и применить ее для повышения эффективности процесса развития и коррекции речи.
В реализации данной системы ведущая роль отводится учителю-логопеду. Он планирует все виды работ, разучивает с детьми наиболее сложные из них (сопряженная артикуляционная гимнастика, приемы самомассажа), консультирует воспитателей и родителей. Воспитатель выполняет большую часть работы, используя для этого режимные моменты: разучивает с детьми пальчиковые игры и упражнения, закрепляет навыки самомассажа и сопряженной гимнастики, формирует графомоторные навыки, организует виды деятельности, направленные на развитие мелкой моторики (продуктивные, игровые, конструктивные, ручной труд и др.).
Для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению были выделены два направления развития мелкой моторики:
1) пальчиковый игротренинг;
2) формирование графомоторных навыков.
Развивающая работа основывалась на результатах диагностики, возрастных и индивидуальных особенностях детей и специфики их диагноза.
К задачам развития мелкой моторики относятся:
• ослабление напряжения в мышцах кистей и пальцев рук;
• развитие кинестетических ощущений, умение расслаблять и напрягать мышцы кистей и пальцев рук;
• формирование умения удерживать статическую позу, переключаться с одной позиции на другую;
• развитие силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений;
• динамической координации (координированной работы — одновременной и последовательной, одинаковой и противоположной) кистей обеих Рук;
• развитие зрительно-моторной координации.
Принципы построения работы:
• игровая мотивация;
• от простого к сложному;
• выполнение упражнений сначала ведущей рукой, затем изолированно другой рукой, затем одновременно синхронно, затем одновременно асинхронно;
• учет трех составляющих движения: сжатия, растяжения и расслабления;
• учет индивидуального темпа детей;
• задания на разных уровнях сложности:
— по подражанию,
— образцу,
— речевой инструкции;
• использование аутокоманд (ребенок проговаривает все, что делает, в том числе помогает себе речевыми командами).
Вся система работы по развитию мелкой моторики рук реализовывалась поэтапно. Были выделены несколько групп упражнений.
Первая группа — упражнения на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. Их характеристика дана ниже.
• Самомассаж и массаж кистей и пальцев рук. Самомассаж — один из видов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на ЦНС, улучшающей функции рецепторов, проводящих путей. Он необходим для улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.
Самомассаж и массаж проводились 2 раза в день: в утренние часы перед занятиями и по 3—5 мин во второй половине дня, во время коррекционного часа. При этом использовали от 3 до 5 упражнений (на начальном этапе), затем 5—7, между которыми проводили упражнения на расслабление мышц рук. При данном виде работы очень важно соблюдать требования к проведению массажа, иначе можно нанести вред здоровью ребенка.
После каждого упражнения дети выполняли расслабляющие поглаживания или встряхивание рук. Для массажа использовали различные приспособления и мелкие предметы: массажные щетки («ежики»), маленький каучуковый или теннисный мячик, грецкий орех, карандаши, колючие колечки, «каштан». При работе с ними учитывали следующее требование: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язвочек или других повреждений. На начальном этапе все новые движения и упражнения показывает логопед, побуждая детей копировать. Затем выполняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к самомассажу по инструкции педагога. Начинать самомассаж нужно с прогревающих движений, что делает мышцы более податливыми, помогает избежать болевых ощущений. Например, при выполнении упражнения «Очень холодно зимой» разогреваются мышцы тыльной стороны рук, а упражнения «Мы — индейцы» — мышцы ладоней.
Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счетом.
Кроме самомассажа, в первую группу входят упражнения:
• на расслабление мышц — поглаживание: «Погладь котенка», «Погладь, как мама», «Маляры », « Качели »;
• на растяжение мышц, для снятия застоя в них и скованности: «Дотянись до конца дорожки», «Вот шагает великан»;
• на развитие тактильных ощущений, мышечной памяти, кинестетики.
Для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук весьма эффективен пальчиковый бассейн — небольшой пятилитровый таз с крышкой, наполненный сыпучим материалом с необычной текстурой. Это могут быть манная и гречневая крупа, пшеничные хлопья, фасоль (для игры «Найди и сосчитай»). Для игры «Угадай, кто в бассейне спрятался?» в таз помещали игрушки или мелкие предметы по лексическим темам. Для формирования тактильной (мышечной) памяти использовали игру «Угадай, какой, какая?»: в бассейн помещали игрушки из различного материала (по одной), разложив такие же на столе. Опуская руку в бассейн, ребенок ощупывает игрушку, затем находит такую же на столе и называет, из какого материала она изготовлена или какая она по форме, величине.
Пальчиковый бассейн можно использовать и для моделирования кистью руки артикуляционной позиции языка.
Так, перед выполнением упражнения «Чашечка» ребенок «ковшом экскаватора» — рукой зачерпывает и пересыпает крупу в лежащую рядом крышку.
Существует описание разнообразных наполнителей для пальчикового бассейна в зависимости от поставленных целей: крышки от пластиковых бутылок, теннисные мячи — для расслабления мышц; крупа разной текстуры — для формирования и дальнейшего развития кинестетических и тактильных ощущений.
Вторая группа — упражнения на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики — сопряженная гимнастика. При ее выполнении соблюдаются те же правила, что и при артикуляционной гимнастике и упражнениях на развитие кинетического и динамического компонентов мелкой моторики. Здесь в первую очередь следует учитывать принцип «от простого к сложному», т.е. сложность упражнений должна нарастать одновременно: от одного движения артикуляционным аппаратом и кистью руки (улыбнуться или широко открыть рот) до нескольких — улыбнуться, открыть рот, высунуть узкий язык; от однонаправленных простых движений и действий одной рукой до разнонаправленных движений и действий двумя руками. Например: «Улыбка» (губы улыбаются, пальцы рук одновременно расходятся в стороны), «Змейка» (волнообразные движения руками, а языком выполняется «змейка»). Упражнения сопряженной гимнастики разучиваются по подражанию и моделям, а затем дети выполняют их по инструкции.
Третья группа — упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук. Перечислим несколько игр и упражнений с мелкими предметами и мелким спортивным инвентарем.
1. Упражнения с маленькими (теннисными и каучуковыми) шарами или грецкими орехами: «Пасть тигра кусает шар», «Обезьяна хватает персик », « Завинчивание и отвинчивание», «Пальчиковый футбол».
При сжатии и сдавливании шар нужно держать очень плотно, добиваясь ощущений ломоты, растягивания и чередуя сжатие и расслабление пальцев. Такое упражнение мы использовали преимущественно в индивидуальной работе, так как здесь необходимы контроль со стороны взрослого над правильностью выполнения и недопустимость переутомления мышц. После выполнения этих упражнений необходимо выполнить растирающий самомассаж или массаж рук «каштаном», резиновым мячиком или щеткой — «ежиком».
2. Упражнения с ручным резиновым эспандером или небольшими резиновыми мячами (можно использовать игрушки для прорезывания зубов).
3. Упражнения и игры с пальцами в течение 2—3 мин. Вновь разучиваемые упражнения выполнялись в медленном темпе, под счет на 3—5 раз каждое.
Четвертая группа — упражнения на развитие кинетического компонента двигательного акта, развивающие умение сохранять и удерживать определенную статическую позу. Их выполняют по очереди одной и другой рукой, затем вместе двумя руками. Например: «Деревья», «Корни», «Пароход», «Мостик», «Зайка», «Коза», «Собака».
Пятая группа — самая большая группа упражнений на развитие динамического компонента двигательного акта. В нее входят: упражнения для работы с ритмами (симметрично, асимметрично, акцентуированно); на развитие умения переключаться с одной позиции на другую, реципрокной координации, умения противопоставлять большой палец остальным; динамической координации (выполнение условных движений с выработкой стереотипа и с отказом от него). Например: «Кошечка», «Смены », « Пальчики здороваются »; разнообразные пальчиковые игры, связанные с лексическими темами: «Компот», «Моя семья», «Много мебели в квартире»; игры с пальчиками: «Маша — хозяйка», «Вышел козел...», «Колечки», «Киселек», «Кулак — ребро — кулак», «Кулак — ребро — ребро», «Кулак — ребро — ладонь».
Каждое новое упражнение сначала разучивается одной (ведущей) рукой. После достаточного освоения переходим к обучению другой рукой, и только после того как упражнение освоено до автоматизма, можно отрабатывать его одновременно двумя руками, постепенно убыстряя темп. По мере накопления у детей освоенных упражнений переходят к гимнастике для пальчиков, используя стихотворное сопровождение.
Особое внимание следует уделять правильному положению кисти руки, точности переключения с одной позиции на другую, дифференцированности движений пальцев рук, их синхронности или последовательности, полному расслаблению пальцев и кистей рук при выполнении соответствующих упражнений.
Пальчиковые игры и упражнения желательно проводить перед первым занятием, прогулкой, в начале индивидуального занятия воспитателя с ребенком по заданию логопеда (во второй половине дня); пальчиковые игры с речевым сопровождением, соответствующим лексической теме, — перед коррекционным занятием или на занятии во время физкультминутки; самомассаж (массаж) пальцев и кистей рук — в утренние часы и на индивидуальных занятиях воспитателя с детьми.
Шестая группа — упражнения на развитие мелкой моторики и формирование графомоторных навыков. Работа проводилась в несколько этапов:
— формирование умения чертить горизонтальные и вертикальные линии, следить за движением своей руки;
— умения копировать круг, крест, квадрат, треугольник и другие изображения, а также ставить точки или рисовать кружки между двумя горизонтальными линиями и следить глазами за движением своей руки;
— умения копировать буквы.
В работе по формированию графомоторных навыков использовали опыт копирования геометрических форм, соединение контура рисунка по точкам, раскрашивание картинок внутри контура с применением шаблонов. Вот несколько заданий: «Проведи по линии» (обведение по контуру), «Больше — меньше» (уменьшение или увеличение объекта, по контуру и без), «Повтори рисунок» (копирование рисунка по точкам и клеточкам), «Обведи и раскрась», «Заштрихуй фигуру», «Обведи и заштрихуй », « Закончи узор », « Соедини точки» (пунктир), «Повтори рисунок» (копирование рисунка по точкам), «Дорисуй половинку» (на неразлинованном листе и по клеточкам), «Дорисуй (допиши) букву», «Обведи букву и раскрась» (трафареты), «Заштрихуй букву», «Нарисуй букву по точкам ».
Развивая мелкую моторику, необходимо соблюдать следующие важные требования:
• клетка в рабочих тетрадях должна быть крупной, в подготовительной к школе группе до конца декабря — клетка крупная, а с середины января — мелкая;
• для штриховки или раскрашивания необходимо иметь альбомы и раскраски;
• простые карандаши должны быть мягкими;
• особое внимание следует обратить на правильный захват карандаша ребенком и положение кисти руки во время работы;
• не допускать поворачивания листа или тетради при выполнении задания;
• не использовать упражнения на безотрывное проведение длинных горизонтальных линий, рисунков, особенно если рисунок на всю ширину тетради.
Для развития мелкой моторики используются такие виды работ, как лепка букв из пластилина, рисование букв на манке (на тарелочке или в пальчиковом бассейне), ощупывание букв, вырезанных из наждачной бумаги, вырывание букв из газетной бумаги, выкладывание букв из фасоли (гороха) на карточках, намазанных пластилином.
В свободной деятельности детям предлагаются игры: «Собери бусы», «Вырежи и наклей», «Шнуровки», «Застежки», разнообразные мозаики, мелкий конструктор. Дополнительная работа проводится воспитателями на занятиях по развитию продуктивных видов деятельности.
Приведенная группировка упражнений по развитию мелкой моторики и последовательность их включения в работу не являются строгим правилом. Выбор упражнений может варьироваться в зависимости от того, какие задачи решаются в данный момент коррекционной работы.
Таким образом, целенаправленное систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уже на начальном этапе работы повышает работоспособность за счет тонизирующего воздействия на кору больших полушарий; одновременно с развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук становится более подвижным артикуляционный аппарат; исчезают явления моторной истощаемости. Сопряженная гимнастика у детей с дизартрией способствует наиболее эффективной подготовке артикуляционного аппарата к постановке звука, развитию мелкой моторики, нормализующему тонус мышцы артикуляционного аппарата, улучшающему речедвигательную функцию организма.
Результаты итогового обследования позволили сделать вывод: использование системы работы по развитию мелкой моторики рук в комплексе с другими видами коррекционной работы эффективно способствует развитию речи и психических процессов.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед. 2004. № 6. С. 78 — 83.
2. Дудьев В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1995. № 4. С. 43—50.
3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4. С. 50—54.
4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
5. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику. М., 2006.
6. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2006.
7. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. М., 1997.
8. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. СПб., 2002.
9. Светлова И.Е. Готовим руку к письму. М., 2005.
10. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 1991.
Составила: учитель-логопед Мухамедзянова Е.А
Что такое игры с "пальчиками".
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.
Развивать малыша с пеленок — модно. Но педагоги-психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребенком. Поверьте, это самое благодарное времяпрепровождение.
Сегодня мы поговорим о «пальчиковых» играх, которые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука — это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука ~ это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: «... он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук...»
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Давайте разберемся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу. — с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры — хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков — сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
- Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2—3 раза.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Обязательно посмотрите хотя бы на одну маму или бабушку, которая «исполняет» игру так, что детям нравится. Имеет значение многое: темп, тембр голоса, выражение лица, громкость, положение тела, а не только пальцев. В книжке всего не опишешь.
Помогать ли пальчикам? Это непременно нужно делать, если вы занимаетесь с младенцем, который сам пока не делает произвольных движений пальцами. Но тут и игры попроще — с разгибанием-загибанием отдельных пальчиков, с небольшим массажем, с ощупыванием предметов разной формы и фактуры.
Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
Если ребенок по своей инициативе подражает вашим действиям, иногда все же приходится на первом этапе занятий пальчиковыми играми брать его ручки в свои и манипулировать ими, чтобы понял, чего от него хотят. Но есть игры, в которых это технически невозможно сделать — ведь чтобы одновременно обе ручки и десять пальчиков двигались по-разному, направляясь мамой, у этой мамы должно быть своих пальцев двадцать с лишним!
Еще важный вопрос: как расположиться маме относительно ребенка, чтобы помочь освоить пальчиковые игры? Когда для игры нужна только одна ручка («Этот пальчик — дедушка», «Сорока»), это не очень важно — хоть сбоку, хоть просунув ручку ребенка через прутья кроватки. Вопрос встает, когда начинают работать обе руки. Лучше начинать с того, что мамы сидят на стульях, дети — у них на коленях, спиной к животу. Освоившись и захотев самостоятельности, дети уже сами могут садиться рядом с мамами или друг с другом.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. .Пальчиковые игры готовят малыша к счету, помогают лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребенка.
Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди, или действуют поочередно, напоминают маленькие сказочки, например: «Два толстых поросенка», «Краб», и выполнить их сами могут только дети 4—5 лет, а более маленьким их должны показывать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослым или с его помощью.
Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления — это и есть пальчиковые игры. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. В качестве примера предлагаем вам некоторые пальчиковые игры для различных возрастных групп.
У новорожденного ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом, малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Внимание, родители: чем чаще у ребенка «включается» хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное развитие.
Пальчиковые игры интересны и полезны для каждого малыша.
Когда мама для такой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает ладошку, берет его пальчики, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального интеллектуального развития впечатлений. Такой контакт успокаивает и радует ребенка, вызывает у него улыбку и смех.
Ребенок с большим интересом следит за руками взрослого, смотрит, как «зайка шевелит ушками», как «паучок бежит», «собачка лает», «птичка летит», и с помощью взрослого сам выполняет разнообразные движения. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6—7 месяцев — делать массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание,
и поглаживание ежедневно в течение 2—3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. ,
Очень важно для развития речи то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются, как заклинание, чем-то магическим, утешают и успокаивают. Какую игру предложить, сколько раз ее повторить — должен решать сам малыш. Внимательные родители угадают желание ребенка. Насколько малышу понравится игра, зависит и от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей с полутора-двух лет имеют большое значение выразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузы, сказать тихо или громко, угадать, когда нужно повторить движение без текста, определить, где нужно говорить очень медленно и так далее.
Хорошо принимаются начинающими игры со щекоткой (хотя именно ваш ребенок их может пугаться), вообще с прикосновениями к разным частям тела. Их можно делать, как манипулируя ручками малыша, так и выполняя движения самостоятельно, но прикасаясь к называемым частям тела ребенка. Например, «Дарики — комарики» — игра одновременно несложная, обучающая и яркая: для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неизменно вызывающий восторг звук «В-з-з-з-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились — в щечки (или куда-нибудь еще) вцепились — кусь-кусь-кусь-кусь!» Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь — кусь» тоже нравится большинству детей и смешит их.
«Дарики — комарики»
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились,
Вились, вились,
В носик вцепились!
В ушко вцепились!
В волоски вцепились!