Воскресенье, 22.12.2024, 19:21
Приветствую Вас, Гость

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нор­мального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным раз­витием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвое­ние ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, ма­лыш в 1 г. 4 мес. еще не говорит. Решить, нормальное это явление или нет, педагог может только в том случае, если знает, когда при нормальном развитии должны появиться первые слова.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. Так, некото­рые специалисты порой направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ре­бенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязы­чием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.

И наконец, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии. Например, обучая неговорящих детей (алаликов), очень важно знать, что сначала у всякого ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, если в таком случае сразу развивать активную речь, работа не при­ несет желаемого эффекта.  

Исследователи выделяют разное количество этапов в станов­лении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятель­ного оформления речи.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный — до одного года;

2-й — преддошкольный этап первоначального овладения язы­ком — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет;

4-й — школьный.

Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).

Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается?

С момента рождения у ребенка появляются голосовые реак­ции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков чело­веческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушива­ется, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начи­нает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на лас­ковую - оживляется, на резкую-плачет.

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес—лепет (агу-угу, гя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуля­ционные движения губ и пытается подражать. Многократное повто­рение какого-то определенного движения ведет к закреплению дви­гательного навыка.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает посте­пенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звуко­сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воз­действия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образова­нию временных связей  (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7—9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

С 10—11 мес. появляются реакции на самые слова (уже неза­висимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй   этап — преддошкольный   (от   одного   года   до   3  лет).

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготови­тельный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окру­жающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подой­ди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрос­лого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Приведем наиболее распространенные данные о бурном разви­тии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес.— 10—15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).

Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го г.. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы, одним сло­вом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее посте­пенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существитель­ных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно пре­восходит произносительные возможности.

Третий этап—дошкольный  (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается не­правильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты про­изношения свистящих, шипящих, сонорных звуков рил, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более раз­вивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными сло­вами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 г. достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обога­щаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, кото­рое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический   оборот,   способ   сочетания   слов   в   предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие граммати­ческого строя речи. В дошкольный период дети овладевают связ­ной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоз­дева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте— простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дя­дей»).

На 5 г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).

Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40—50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприя­тие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и соглас­ные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец,— сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 г.  в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть  сформировано   фонематическое   восп­риятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребен­ком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Четвертый этап — школьный  (от 7 до 17 лет).

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.

Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная пе­рестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

быть психически и соматически здоровым;

иметь нормальные умственные способности;

иметь нормальный слух и зрение;

обладать достаточной психической активностью;

обладать потребностью в речевом общении;

иметь полноценное речевое окружение.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расши­рять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ  НЕСОВЕРШЕНСТВА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отли­чается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированное речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи  (фонемы).

Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная трениров­ка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуля­ционное движение.

Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.

Наиболее типичными возрастными несовершенствами звуко­произношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:

  1. согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулоч­ки), «толь» (стол), «зюби» (зубы), «скамееська» (скамеечка). Значительно реже, но все-таки наблюдаются обратные явления - замена мягких фонем твердыми: «тога» (тётя), «мыська» (мишка), «Луба» (Люба);

  2. большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящими с, з: «лосадка» (лошадка), «сапка» (шапка), «зук» (жук), «нозик» (ножик), «девоська» (девочка), «сетка» (щётка);

  3. дети совсем не произносят звук р: «ука» (рука), «ыба» (рыба) или заменяют его другими звуками—л,л', в, й: «колова» (корова), «лот» (рот), «лёза» (роза), «кавман» (карман), «йак» (рак);

  4. звук л чаще всего смягчается: «люза» (лужа), «толь» (стол). Нередко л заменяется й: «туй» (стул), «той» (стол);

  5. звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д. «дуси» (гуси), «тоска» (кошка), «тлен» (хлеб).

Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произ­носит лишь один из звуков.  Неударные слоги  нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «леп» (хлеб), «ципёнок» (цыплёнок), «мицинел» (милиционер), «мачик» (мальчик), «плесин» (апельсин), «мнемножко» (немножко), «клювка» (клюква).

Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к четырем-пяти годам  многие дети овладевают  правильным  звукопроизношением.

ДИСЛАЛИЯ

Как уже отмечалось выше, у большинства детей звукопроиз­ношение к 4—5 г. достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей раз­вития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией (от греч. dis — расстройство и laliaречь).

Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. По данным советского ученого Е. Ф. Pay, дефекты звуко-произношения наблюдаются у 15—25% дошкольников и у 5—7% младших школьников. В ГДР, по данным Р. Беккер, дислалия встречается у 34% детей 5—6 лет. В ЧССР, по данным К. Онезорга, среди учащихся общеобразовательных школ она встречается в 18,5% случаев.

В настоящее время дислалия определяется как нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

По этиологическому признаку дислалию подразделяют на два вида: механическую (органическую)  и функциональную.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ДИСЛАЛИЯ. ЕЕ ПРИЧИНЫ

Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органиче­скими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.

Сравнительно часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте оказываются затрудненными движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (при верхних звуках). Кроме того, дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком большой, едва уме­щающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком малень­кий  и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию.

Дефекты строения челюстей ведут к аномалии прикуса. Следует сказать, что нормальным считается такой прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние. Аномалии прикуса могут иметь несколько вариантов.

П р о г и а т и я — верхняя челюсть сильно выдается вперед. В результате этого нижние передние зубы не смыкаются вовсе с верхними.

Прогения — нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти.

Открытый п р и к у с — между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток. В одних случаях этот промежуток только между передними зубами (передний открытый прикус).

Боковой открытый прикус может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним.

Неправильное строение зубов, зубного ряда также может привести к дислалии. Например, при больших расщелинах между зубами язык в момент речи часто просовывается в них, иска­жая звукопроизношение.

Регуляция зубов и челюстей проводится в зубных кабинетах врачом-стоматологом при помощи наложения на зубы специальных шин. Наибольший эффект наложение шин приносит в возрасте от 5 до б лет, когда кости еще достаточно пластичны.

Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправиль­ное  строение  нёба.  Узкое,  слишком  высокое   («готическое»)   нёбо или, наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуля­ции многих звуков.

Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ. ЕЕ ПРИЧИНЫ

Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Иными словами, нет никакой органи­ческой основы.

Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малы­шом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Дислалия может возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает иска­женному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разго­варивая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

Часто причиной дислалии у детей является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправ­ляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающих­ся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.

В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.

Дислалия бывает также следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.

Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Дислалия у детей может быть вызвана также снижением слуха. На почве тугоухости возникает до 10% случаев нарушений звукопроизношения. Чаще всего при этом наблюдается затрудне­ние в дифференциации шипящих и свистящих звуков, зконких и глухих согласных.

Причиной тяжелой и длительной дислалии может быть и недостаточное умственное развитие ребенка. У детей-олигофренов в свыше 50% случаев отмечаются нарушения звукопроизношения.

РАЗНОВИДНОСТИ ДИСЛАЛИИ

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п.

Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных, например р, л, свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ)

Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Например, если ребенок неправильно произ­носит звуки с, з, то дефектными оказываются также и их мягкие пары, т. е. с' и з'. Исключение составляют звуки рил. Мягкие пары этих согласных чаще всего произносятся правильно, так как они более просты  по способу артикуляции, чем  их твердые варианты.

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.

Рассмотрим каждый из этих случаев подробно.

Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (например, вместо рыба ребенок говорит «ыба»), в середине (пароход -- «паоход»)  и в конце  (шар — «ша»).

Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка. Например, велярный р, когда вибрирует тонкий край мягкого нёба, или увулярный р, когда вибрирует маленький язычок, межзубный с, боковой ш, двугубный л и др.

Звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонети­ческой системе языка. Замены эти могут быть следующими:

замена звуков, одинаковых по способу образования и раз­личающихся по месту артикуляции, например замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д («тулак» вместо кулак, «дудок» вместо гудок и т. п.);

замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и разли­чающихся по способу образования, например фрикативного переднеязычного с переднеязычным взрывным т («танки» вместо санки);

замена звуков,  одинаковых по способу образования  и  различающихся  по участию органов артикуляции,  например с губно-зубным ф  («фумка» вместо сумка и т.п.);

замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса, например звонких звуков глухими  («пулка» вместо булка, «субы» вместо зубы);

замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости "и мягкости, например мягких твердыми и твердых мягкими  («ряз» вместо раз, «пула» вместо пила).

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков, это простая дислалия, если пять звуков и более -- сложная дислалия.

Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих), - это мономорфная дислалия. Если же он распространяется на две и более артикуляционные группы (например, ротацизм, сигматизм и ламбдацизм), - это полиморфная дислалия.

В соответствии с характером дефекта произношения, относя­щегося к определенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:

Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) недостатки произношения свистящих (с,с', з,з', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Один из самых распространенных видов нарушений произношения.

Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) - недостатки произношения звуков р и р'.

Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозна­чающей звук л)  -  недостатки произношения звуков л и л'.

Дефекты произношения нёбных звуков:

каппацизм  - звуков к и к';

 гаммацизм - звуков г и г',

хитизм — звуков х и х',

йотацизм - звука й

(от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звуки к, г, х, й).

5.         Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш,г-к и т. д.

Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.

6.         Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми, например д'-д, п'-п, к'-к, р'-р и т.д.

Исключение составляют только звуки ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч, щ, й, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

Выше уже говорилось, что все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4—5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы ок­ружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.

Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Порой и воспитатели разговаривают с детьми на таком языке («Вовочке бо-бо»; «Машенька будет ням-ням»; «Давай наденем колготоськи»), ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звуко­произношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправиль­ности произношения закрепляются и даже приумножаются.

Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной.