< >
ВВЕДЕНИЕ
ЛЕТНЮЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ, ОНА ИМЕЕТ СВОЮ СПЕЦИФИКУ. ВАЖНО ВСЕМЕРНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ УСЛОВИЯ ЛЕТНЕГО ВРЕМЕНИ И ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ РЕБЁНОК ОКРЕП, ПОПРАВИЛСЯ И ЗАКАЛИЛСЯ, НАУЧИЛСЯ ПОНИМАТЬ И ЛЮБИТЬ УДИВИТЕЛЬНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ МИР РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ. ЛЕТОМ ПРИРОДА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ. УСПЕХ ЛЕТНЕЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ТЕМ, НАСКОЛЬКО СВОЕВРЕМЕННО ПОДГОТОВИЛСЯ К НЕЙ КОЛЛЕКТИВ ДЕТСКОГО САДА.
ЛЕТОМ ПРОДОЛЖАЕТСЯ СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ И ПОЛНОМОЧНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММ. ВСЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРЕНОСЯТСЯ НА ВОЗДУХ. КАЖДОМУ ВИДУ ОТВОДИТСЯ МЕСТО И ВРЕМЯ В РАСПОРЯДКЕ ДНЯ.
НУЖНЫ ЛИ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД? НЕ БУДЕТ ЛИ ЭТО ПРЕПЯТСТВОВАТЬ ПОЛНОЦЕННОМУ ИХ ОТДЫХУ? НАДО ИМЕТЬ В ВИДУ, ЧТО ОРГАНИЗОВАТЬ ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ НЕ ЗНАЧИТ ПРЕДОСТАВИТЬ ИМ ПОЛНУЮ СВОБОДУ В ВЫБОРЕ, ИХ НЕОБХОДИМО ОБЪЕДИНЯТЬ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ, ИНАЧЕ ОНИ УСТАЮТ, ИЗЛИШНЕ ВОЗБУЖДАЮТСЯ.
В СОДЕРЖАНИИ ДАННОГО ПРОЕКТА ЗАЛОЖЕНЫ ОБУЧАЮЩАЯ, ДОСУГОВАЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ДЕЛА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОЕКТУ ФОРМИРУЕТ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ТВОРЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ КАЖДОГО РЕБЕНКА, А КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР РЕШАЕТ ПРОБЛЕМЫ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ.
ХОД ПРОЕКТА
ПРОЕКТ ДЕЛИТСЯ НА ТРИ ПЕРИОДА:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ) ПЕРИОД.
В ЭТОТ ПЕРИОД АДМИНИСТРАЦИЯ МБДОУ Д/С № 11 ОСУЩЕСТВЛЯЕТ НЕОБХОДИМУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗНОПЛАНОВОГО, СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ:
· ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, ХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ЦЕЛЬЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНОМЕРНОГО, ПОЛНОЦЕННОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ;
· РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ, СОГЛАСОВЫВАЮТСЯ, УТВЕРЖДАЮТСЯ ПРОГРАММЫ (ПЛАНЫ, МЕРОПРИЯТИЯ) ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ, ЛЕТНИЙ КАЛЕНДАРЬ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И Т. Д.;
· ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИНСТРУКТИВНАЯ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ, ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ; ПРОВОДИТСЯ РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА;
· ПРЕДПРИНИМАЕТСЯ КОМПЛЕКС МЕР ПО СОЗДАНИЮ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО САДА В ЛЕТНЮЮ КАМПАНИЮ; ОБОРУДУЮТСЯ МЕБЕЛЬЮ, ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ, ИГРОВЫМ И СПОРТИВНЫМ ИНВЕНТАРЕМ ПОМЕЩЕНИЯ И Т. П.;
· РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД, ОХРАНА ИХ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ.
2. ОСНОВНОЙ ПЕРИОД.
ЭТО ПЕРИОД АКТИВНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ВСЕХ ФАКТОРОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ):
· В СООТВЕТСТВИИ С ЛЕТНЕЙ ПРОГРАММОЙ ПРОВОДЯТСЯ МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОХОДЫ, ЭКСКУРСИИ И Т. Д.;
· В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ, ПРОВОДЯТСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
3. ИТОГОВЫЙ ПЕРИОД.
В ЭТОТ ПЕРИОД ПРОВОДИТСЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА ПО ПОДВЕДЕНИЮ ИТОГОВ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ:
· ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ АНАЛИЗ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА · НА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ, ПРОВОДЯТСЯ: СОБЕСЕДОВАНИЕ, АНКЕТИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ;
· ПРОЕКТ «ВЕСЕЛОЕ ЛЕТО» ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ЛЕТНЕГО ПЕРИОДА. (ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРИЛАГАЕТСЯ.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
ИЮНЬ
1-Я НЕДЕЛЯ:
«ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ».
«ВЕЗДЕ И ВСЕГДА СОБЛЮДАЙ ОСТОРОЖНОСТЬ! ЭТО, ПОВЕРЬ, НЕ ТАКАЯ УЖ СЛОЖНОСТЬ». БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ О БДИТЕЛЬНОСТИ, ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ И ЗАГОРОДНОЙ ЗОНЕ. СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА УЛИЦЕ.
«ДЕНЬ ЮНОГО ПЕШЕХОДА».
«ВЕСЕЛЫЙ СВЕТОФОР» (СТАРШИЕ ГРУППЫ). ВОСПИТАТЕЛИ ОРГАНИЗУЮТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ, ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ИНСЦЕНИРОВКИ НА ТЕМУ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. НА УЧАСТКЕ ВОСПИТАТЕЛИ ОРГАНИЗУЮТ ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ И ТРОТУАР ДЛЯ ИГР.
«ДЕНЬ ПТИЦ».
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПТИЦАМИ НА УЧАСТКЕ, РАССКАЗЫ О ПТИЦАХ. ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ НА ТЕМУ «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ПТИЦЕЙ». ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
«ПОЖАР В ЛЕСУ».
БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ: «ПОЧЕМУ ВСПЫХИВАЮТ ПОЖАРЫ В ЛЕСУ?» И «ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ОКАЗАЛСЯ В ЗОНЕ ЛЕСНОГО ПОЖАРА?». ЧТЕНИЕ РАССКАЗА «ОСКОЛОК СТЕКЛА» (С/Б «ОСТОРОЖНЫЕ СКАЗКИ» – БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ Т. А. ШОРЫГИНА С. 62, ООО «КНИГОЛЮБ», 2003 Г.)
«ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ».
РАССМАТРИВАНИЕ НА ИЛЛЮСТРАЦИЯХ КОШКИ, СОБАКИ, ХОМЯЧКА (ПО ВЫБОРУ): ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЖИВОТНЫХ ОБЪЕКТАХ. БЕСЕДЫ О ТОМ, КАК ОХРАНЯТЬ ЖИВОТНЫХ И ЗАБОТИТЬСЯ О НИХ, О БЕЗОПАСНОМ ОБЩЕНИИ С ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ. ЧТЕНИЕ РАССКАЗОВ. СТИХИ.
2-Я НЕДЕЛЯ:
«ТЫ МОЯ РОССИЯ».
ВОСПИТАТЕЛИ ПРОВОДЯТ С ДЕТЬМИ БЕСЕДЫ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКЕ РОССИИ. ОРГАНИЗУЮТ С ДЕТЬМИ ПРАЗДНИЧНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ С ПЕСНЯМИ, СТИХАМИ, ПОДВИЖНЫМИ ИГРАМИ. ДЕТИ МАСТЕРЯТ ПОДЕЛКИ, РИСУЮТ. ВОСПИТАТЕЛИ ОРГАНИЗУЮТ В ГРУППАХ ВЫСТАВКУ ДЕТСКИХ РАБОТ.
«ДЕНЬ ЦВЕТОВ».
РАССМАТРИВАНИЕ ЦВЕТОВ РАЗНЫХ РАСТЕНИЙ, СРАВНЕНИЕ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ И ЗАПАХУ. ЧТЕНИЕ СТИХОВ О ЦВЕТАХ. УХАЖИВАНИЕ ЗА ЦВЕТАМИ В ЦВЕТНИКЕ ДЕТСКОГО САДА. ИГРЫ ПО ТЕМАТИКЕ.
«КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ» – ПРАЗДНИК ВОЗДУШНЫХ ШАРИКОВ.
ВОСПИТАТЕЛИ РАЗРАБАТЫВАЮТ И ОРГАНИЗУЮТ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ, В КОТОРУЮ ВКЛЮЧАЮТ ИГРЫ, ЗАБАВЫ, ШУТКИ, СОВМЕСТНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ НА ТЕМУ: «УЛИЦА – ЭТО НЕ МЕСТО ДЛЯ ИГР», ИСПОЛЬЗУЯ ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ.
«ЛЕТНИЕ ФАНТАЗИИ».
ДЕНЬ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ФАНТАЗИИ. ДЕТИ РИСУЮТ, ЛЕПЯТ, СТРОЯТ, СО-СТАВЛЯЮТ РАССКАЗЫ И Т. Д. ВОСПИТАТЕЛИ ИСПОЛЬЗУЮТ КОСВЕННЫЕ ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ, ОРГАНИЗУЮТ ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РАБОТ.
3-Я НЕДЕЛЯ:
«СПОРТИВНЫЕ СТАРТЫ».
СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА УЛИЦЕ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ. ОСНОВНОЕ МЕСТО ОТВОДИТСЯ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ.
«И ВКУСНО, И ПОЛЕЗНО!»
БЕСЕДЫ О ПОЛЕЗНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПРОДУКТАХ, СНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗМ ЭНЕРГИЕЙ, ДЕЛАЮЩИХ СИЛЬНЫМИ, ПОМОГАЮЩИХ РАСТИ И РАЗВИВАТЬСЯ (С/Б «ТВОИ ПЕРВЫЕ УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» Г. ЗАЙЦЕВ – К. БАЛТРУС 1995 Г.) РАС-СКАЗЫ И БЕСЕДЫ ВОСПИТАТЕЛИ СОПРОВОЖДАЮТ НАРОДНЫМИ ПОСЛОВИЦАМИ, ПОГОВОРКАМИ, ПРИМЕТАМИ, СТИХАМИ И ЗАГАДКАМИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
«ВНИМАНИЕ! ПЕРЕХОДИМ ЧЕРЕЗ УЛИЦУ!»
БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ, КАК СДЕЛАТЬ ЭТО ПРАВИЛЬНО И БЕЗОПАСНО. ЧТЕНИЕ РАС-СКАЗА «МАРТА И ЧИЧИ ИДУТ В ПАРК» (С/Б «ОСТОРОЖНЫЕ СКАЗКИ» – БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ Т. А. ШОРЫГИНА С. 30, ООО «КНИГОЛЮБ», 2003 Г.) ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛОК К ПЕШЕХОДНОМУ ПЕРЕХОДУ.
«ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ».
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЦВЕТНИКЕ И НА ОГОРОДЕ, ВКЛЮЧАЯ БЕСЕДЫ О РАСТЕНИЯХ И УХОДЕ ЗА НИМИ, А ТАКЖЕ ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА САДОВОМ УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА.
«ПОЖАРООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ».
БЕСЕДЫ, РАССКАЗЫ, ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА: «ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ». ВОСПИТАТЕЛИ В ГРУППАХ ОРГАНИЗУЮТ ВЫСТАВКУ РИСУНКОВ ПО ТЕМЕ «ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ».
4-Я НЕДЕЛЯ:
«ПОСТРОИМ ГОРОД НА ПЕСКЕ».
ДЕНЬ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ФАНТАЗИЙ. СТРОЯТ РАЗЛИЧНЫЕ ФИГУРЫ ИЗ ПЕСКА НА УЧАСТКЕ. ВОСПИТАТЕЛИ ИСПОЛЬЗУЮТ КОСВЕННЫЕ ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ВОСПИТАТЕЛИ ПРОВОДЯТ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ, ЗНАКОМЯТ ИХ С ТЕХНОЛОГИЯМИ РАБОТЫ С ПЕСКОМ, СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ ПРИДУМЫВАЮТ СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЮ, НАЗВАНИЕ РАБОТЫ, ИСХОДЯ ИЗ ЖЕЛАНИЙ ДЕТЕЙ.
«УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ».
В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ВОСПИТАТЕЛИ ОРГАНИЗУЮТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ, ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ИНСЦЕНИРОВКИ НА ТЕМУ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР. ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА.
«ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ ПОСЕЛОК».
ВИКТОРИНЫ, БЕСЕДЫ, РАССКАЗЫ, РАССМАТРИВАНИЕ АЛЬБОМОВ. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ (РИСУЕМ, ЛЕПИМ, АППЛИКАЦИЯ И Т. Д.). ВОСПИТАТЕЛИ ОРГАНИЗУЮТ ВЫСТАВКУ ДЕТСКИХ РАБОТ.
«ДЕНЬ НАСЕКОМЫХ».
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАСЕКОМЫМИ НА УЧАСТКЕ: ШМЕЛЕМ, БАБОЧКОЙ, БОЖЬЕЙ КОРОВКОЙ; ЗА МУРАВЬЯМИ (ПО ВЫБОРУ ДЕТЕЙ). ДЕТИ НАХОДЯТ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ У НАСЕКОМЫХ, ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТ ИХ В РУКАХ, НЕ БОЯТСЯ. БЕСЕДА ОБ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА НАСЕКОМЫХ (КЛЕЩИ) И МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ.
«СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ».
ВОСПИТАТЕЛИ ПРОВОДЯТ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ, КАК ВЕСТИ СЕБЯ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ И ПРИ РАЗНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ЧТОБЫ НЕ НАВРЕДИТЬ СВОЕМУ ОРГАНИЗМУ И ЗДОРОВЬЮ, О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ В ПЕРИОД ЛЕТНЕГО КУПАЛЬНОГО СЕЗОНА. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» (С/Б «ОСТОРОЖНЫЕ СКАЗКИ» – БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ Т. А. ШОРЫГИНА С. 49, ООО «КНИГОЛЮБ», 2003 Г.)
ИЮЛЬ
1-Я НЕДЕЛЯ:
«ДЕНЬ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ФАНТАЗИИ».
СТРОЯТ РАЗЛИЧНЫЕ ФИГУРЫ ИЗ ПЕСКА НА УЧАСТКЕ. ВОСПИТАТЕЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ПРОВОДЯТ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ, ЗНАКОМЯТ ИХ С ТЕХНОЛОГИЯМИ РАБОТЫ С ПЕСКОМ, СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ ПРИДУМЫВАЮТ СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЮ, НАЗВАНИЕ РАБОТЫ, ИСХОДЯ ИЗ ЖЕЛАНИЙ ДЕТЕЙ.
«ДЕНЬ ФИЗКУЛЬТУРНИКА».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ. ОСНОВНОЕ МЕСТО ОТВОДИТСЯ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ.
«ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ».
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЦВЕТНИКЕ И НА ОГОРОДЕ.
«ДЕНЬ СКАЗОК».
ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗОК. ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗОК, РЯЖЕНЬЕ.
«ДЕНЬ ВЕЖЛИВОСТИ».
ПОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ТЕМЕ ДНЯ. БЕСЕДЫ, ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ, ИГРЫ НА НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ.
2-Я НЕДЕЛЯ:
«КОТАУСИ И МАУСИ».
ПРАЗДНИК ПО СТИХАМ И СКАЗКАМ К. И. ЧУКОВСКОГО. ДЕТИ ВСПОМИНАЮТ ЗНАКОМЫЕ СКАЗКИ, СТИХИ. ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ЧТЕНИЕ И ИНСЦЕНИРОВКИ СКАЗОК.
«ФРУКТОВЫЕ ЗАБАВЫ».
БЕСЕДЫ О ФРУКТАХ, ИХ ВНЕШНЕМ ВИДЕ, ПОЛЕЗНЫХ ВЕЩЕСТВАХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В НИХ, А ТАКЖЕ О ФРУКТОВЫХ ДЕРЕВЬЯХ И УХОДЕ ЗА НИМИ (С ДЕМОНСТРАЦИЕЙ ЯБЛОНЬ И ИХ ПЛОДОВ В САДУ). РАССКАЗЫ И БЕСЕДЫ ВОСПИТАТЕЛИ СО-ПРОВОЖДАЮТ НАРОДНЫМИ ПОСЛОВИЦАМИ, ПОГОВОРКАМИ, ПРИМЕТАМИ, СТИХАМИ И ЗАГАДКАМИ.
«БЕЛАЯ БЕРЕЗКА».
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БЕРЕЗОЙ. ДЕТИ РАЗЛИЧАЮТ ДЕРЕВЬЯ ПО ЛИСТОЧКАМ И ВЕТОЧКАМ. БЕРЕЖНО ОТНОСЯТСЯ К НЕЙ, ЗАМЕЧАЮТ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ ГОДА. СЛУШАЮТ И САМИ ЧИТАЮТ СТИХИ О БЕРЕЗЕ, ВОДЯТ ХОРОВОДЫ, ИГРАЮТ В ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. ВОСПИТАТЕЛИ ОРГАНИЗУЮТ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, И ИХ УЧАСТИЕМ.
«МЫ С ПРИЯТЕЛЕМ ВДВОЕМ».
РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО СТИХАМ С. МИХАЛКОВА. ДЕТИ ВСПОМИНАЮТ ЛЮБИМЫЕ СТИХИ, РАССМАТРИВАЮТ ИЛЛЮСТРАЦИИ, РИСУЮТ ЛЮБИМЫХ ГЕРОЕВ ИЗ КНИЖЕК С. МИХАЛКОВА. ПРОЯВЛЯЮТ ТВОРЧЕСТВО И ФАНТАЗИЮ.
«ДЕНЬ СКАЗОК».
ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗОК. ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗОК, РЯЖЕНЬЕ.
«ВЕСЕЛЫЙ СВЕТОФОР».
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ, ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ИНСЦЕНИРОВКИ НА ТЕМУ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПО-ДВИЖНЫХ ИГР.
3-Я НЕДЕЛЯ:
«БУДЕМ С ЛЕСОМ ДРУЖИТЬ».
ЗАКРЕПИТЬ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ. ДЕТИ УЧАТСЯ ОЦЕНИВАТЬ ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ, ЧИТАЮТ СВОИ ЛЮБИМЫЕ СТИХИ О ПРИРОДЕ. ВСПОМИНАЮТ СВОИ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕРЕВЬЯМИ, ПОЛЯНКАМИ С ЦВЕТАМИ. СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ И ЯГОДЫ. СОСТАВЛЯЮТ РАССКАЗЫ О ТОМ, КАКИЕ МЕСТА ИМ ПОНРАВИЛИСЬ, В КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА. ПРОГУЛКИ В БЛИЗЛЕЖАЩИЕ ОКРЕСТНОСТИ РАЙОНА.
«ДЕНЬ ТРУДА».
УБОРКА ТЕРРИТОРИИ УЧАСТКА, РАБОТА В ЦВЕТНИКЕ И НА ОГОРОДЕ, МЫТЬЕ ВЫНОСНЫХ ИГРУШЕК, СТИРКА КУКОЛЬНОГО БЕЛЬЯ.
«СПОРТ, СПОРТ, СПОРТ!» – ЛЕТНИЙ СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ЗАБАВЫ, ЭСТАФЕТЫ.
«МЫ ПЕШЕХОДЫ».
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ, ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ИНСЦЕНИРОВКА НА ТЕМУ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. НА УЧАСТКЕ ИЛИ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ ВОСПИТАТЕЛИ ОРГАНИЗУЮТ УГОЛОК ДЛЯ ИГР ПО ПДД.
«РАЗЛИЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ».
НАБЛЮДЕНИЕ: ЗА ПОЧВОЙ (ОПИСЫВАТЬ ЕЕ СОСТОЯНИЕ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ СУТОК); ЗА НЕБОМ (РАЗЛИЧАТЬ ЯСНОСТЬ НЕБА И СЛЕДИТЬ ЗА ДВИЖЕНИЕМ ОБЛАКОВ, ОПИСЫВАТЬ УВИДЕННОЕ, ИСПОЛЬЗУЯ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ); ЗА ДВИЖЕНИЕМ СОЛНЦА (УТРОМ, ДНЕМ И ВЕЧЕРОМ); ЗА ДОЖДЕМ (РАЗЛИЧАТЬ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ ИЛИ СЛАБЫЙ, НАБЛЮДАТЬ ЗА ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯМИ); ЗА ВЕТРОМ (ОПРЕДЕЛЯТЬ СИЛУ ВЕТРА) И Т. Д.
4-Я НЕДЕЛЯ:
«РАСТИ ЗДОРОВЫМ».
ВОСПИТАТЕЛИ ПРОВОДЯТ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ: КАК ВЕСТИ СЕБЯ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ И ПРИ РАЗНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ЧТОБЫ НЕ НАВРЕДИТЬ СВОЕМУ ОРГАНИЗМУ И ЗДОРОВЬЮ.
«ДЕНЬ СОЛНЦА».
БЕСЕДЫ, РАССКАЗЫ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЗНАКОМЫХ СТИХОВ О СОЛНЦЕ, О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ СОЛНЦА. ИГРЫ, КОНКУРСЫ, ЗАГАДКИ. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ (РИСУЕМ, ЛЕПИМ, АППЛИКАЦИЯ И Т. Д.). ВОСПИТАТЕЛИ ОРГАНИЗУЮТ ВЫСТАВКУ ДЕТСКИХ РАБОТ.
«ЗНАТОКИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ».
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ, ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ИНСЦЕНИРОВКИ НА ТЕМУ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР.
«ЛЮБИМЫЕ ПИСАТЕЛИ, ПОЭТЫ».
РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО СТИХАМ И СКАЗКАМ К. И. ЧУКОВСКОГО (ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ ПО СТИХАМ А. БАРТО). ДЕТИ ВСПОМИНАЮТ ЗНАКОМЫЕ СКАЗКИ, СТИХИ. ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ЧТЕНИЕ И ИНСЦЕНИРОВКИ СКАЗОК.
«СИЛЬНЫЕ, СМЕЛЫЕ, ЛОВКИЕ».
СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ. ОСНОВНОЕ МЕСТО ОТВОДИТСЯ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ.
АВГУСТ
1-Я НЕДЕЛЯ:
«МЫ ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ».
В ДОСТУПНОЙ И УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ ВОСПИТАТЕЛИ ПРОВОДЯТ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, О ЕДИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ, ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ ОТНОШЕНИИ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ.
«ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ».
ДЕНЬ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ФАНТАЗИИ (ЛЕТНЯЯ ТЕМАТИКА). ВОСПИТАТЕЛИ ИСПОЛЬЗУЮТ КОСВЕННЫЕ ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ВОСПИТАТЕЛИ ПРОВОДЯТ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ О ЛЕТЕ, СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ ПРИДУМЫВАЮТ СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЮ, НАЗВАНИЕ РАБОТЫ, ИСХОДЯ ИЗ ЖЕЛАНИЙ ДЕТЕЙ.
«ВНИМАНИЕ, ДОРОГА».
БЕСЕДЫ, РАССКАЗЫ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О ТОМ, КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ОПАСНОСТИ ДЛЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ И ЖИЗНИ.
«ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА» – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ.
ВОСПИТАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЯ УПРАЖНЕНИЯ ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА, АКТИВИЗИРУЮТ ДВИГАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, СОЗДАЮТ АТМОСФЕРУ РАДОСТИ, ВЫЗЫВАЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ДЕТСКИЕ ЭМОЦИИ.
«ПРАЗДНИК ВОЗДУШНЫХ ШАРИКОВ».
ВОСПИТАТЕЛИ РАЗРАБАТЫВАЮТ И ОРГАНИЗУЮТ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ, В КОТОРУЮ ВКЛЮЧАЮТ ИГРЫ, ЗАБАВЫ, ШУТКИ, СОВМЕСТНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ.
2-Я НЕДЕЛЯ:
«ВОДИЧКА, ВОДИЧКА, УМОЙ МОЕ ЛИЧИКО» – ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА.
ВОСПИТАТЕЛИ ЗАКРЕПЛЯЮТ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ЗНАЧЕНИИ ВОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, РАСТЕНИЙ; ПРОБУЖДАЮТ ИНТЕРЕС К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИВАЮТ ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО. ОРГАНИЗУЮТ ИГРЫ С ВОДОЙ.
«НЕЗНАЙКА НА ДОРОГЕ».
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ, ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ИНСЦЕНИРОВКИ НА ТЕМУ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПО-ДВИЖНЫХ ИГР.
«АПТЕКА В ПРИРОДЕ».
ВОСПИТАТЕЛИ ОРГАНИЗУЮТ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ. ЗАКРЕПЛЯЮТ ЗНАНИЯ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ, ЗНАКОМЫХ ДЕТЯМ (ПОДОРОЖНИК, МЯТА, ЛИСТ МАЛИНЫ, СМОРОДИНЫ И Т. Д.), РАЗВИВАЮТ ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ.
«КУЗНЕЧИКИ» – СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ.
ВОСПИТАТЕЛИ ОРГАНИЗУЮТ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, КОНКУРСЫ, ЗАБАВЫ.
«ДЕНЬ СКАЗОК».
ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ СКАЗОК. ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗОК, РЯЖЕНЬЕ.
3-Я НЕДЕЛЯ:
«ПРАЗДНИК СМЕШИНОК».
ВОСПИТАТЕЛИ РАЗРАБАТЫВАЮТ И ОРГАНИЗУЮТ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ, В КОТОРУЮ ВКЛЮЧАЮТ ИГРЫ, ЗАБАВЫ, ШУТКИ, СОВМЕСТНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
«ДЕНЬ НАСЕКОМЫХ».
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАСЕКОМЫМИ НА УЧАСТКЕ: ЗА ШМЕЛЕМ, БАБОЧКОЙ, БОЖЬЕЙ КОРОВКОЙ, ЗА МУРАВЬЯМИ (ПО ВЫБОРУ ДЕТЕЙ). ДЕТИ НАХОДЯТ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ У НАСЕКОМЫХ, ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТ ИХ В РУКАХ, НЕ БОЯТСЯ.
«НЕЗНАЙКА НА ДОРОГЕ».
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ, ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ИНСЦЕНИРОВКИ НА ТЕМУ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР.
«КРАСКИ ЛЕТА».
ДЕНЬ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ФАНТАЗИИ (ЛЕТНЯЯ ТЕМАТИКА). ВОСПИТАТЕЛИ ИСПОЛЬЗУЮТ КОСВЕННЫЕ ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ВОСПИТАТЕЛИ ПРОВОДЯТ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ О ЛЕТЕ, СО-ВМЕСТНО С ДЕТЬМИ ПРИДУМЫВАЮТ СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЮ, НАЗВАНИЕ РАБОТЫ, ИСХОДЯ ИЗ ЖЕЛАНИЙ ДЕТЕЙ.
«СИЛЬНЫЕ, СМЕЛЫЕ, ЛОВКИЕ».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ. ОСНОВНОЕ МЕСТО ОТВОДИТСЯ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ.
4-Я НЕДЕЛЯ:
«ЦАРИЦЫН – СТАЛИНГРАД – ВОЛГОГРАД».
БЕСЕДЫ, РАССКАЗЫ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЗНАКОМЫХ СТИХОВ О Г. ВОЛГОГРАДЕ. ИГРЫ, КОНКУРСЫ, ЗАГАДКИ. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ (РИСУЕМ, ЛЕПИМ, АППЛИКАЦИЯ И Т. Д.). ВОСПИТАТЕЛИ ОРГАНИЗУЮТ ВЫСТАВКУ ДЕТСКИХ РАБОТ.
«ВЕСЕЛАЯ "ЗЕБРА"».
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ, ПРОСМОТР ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ИНСЦЕНИРОВКА НА ТЕМУ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
НА УЧАСТКЕ ИЛИ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ ВОСПИТАТЕЛИ ОРГАНИЗУЮТ УГОЛОК ДЛЯ ИГР ПО ПДД.
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА».
В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ДЕТИ СЛУШАЮТ И ПОЮТ ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ. ИМПРОВИЗИРУЮТ ПОД МУЗЫКУ. ПРОСМАТРИВАЮТ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СКАЗКИ.
«ДЕНЬ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ».
«ЧТО ХОЧУ, ТО И ДЕЛАЮ. ВО ЧТО ХОЧУ, В ТО И ИГРАЮ!»
ЛИТЕРАТУРА
1. ВЕРАКСА, Н. Е. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ : ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / Н. Е. ВЕРАКСА, А. Н. ВЕРАКСА. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
2. ВИНОГРАДОВА Н. А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В ДЕТСКОМ САДУ : ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ / Н. А. ВИНОГРАДОВА, Е. П. ПАНКОВА. – М. : АЙРИС-ПРЕСС, 2008. – (ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ).
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ. РЫБА-ДИСК «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ», МЦФЭР, РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
4. ВАСИЛЬЕВА М. А. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ / М. А. ВАСИЛЬЕВА, В. В. ГЕРБОВА, Т. С. КОМАРОВА – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.
5. БАБАЕВА Т. И. ПРОГРАММА «ДЕТСТВО» / Т. И. БАБАЕВА Т. И., МИХАЙЛОВА З. А., ЛОГИНОВА Т. И. – С-ПБ. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.