Главная » Файлы » Инструктор по физической культуре |
Почему полезно учить детей играть в шахматы?
[ Скачать с сервера (70.6 Kb) ] | 11.02.2014, 06:39 |
Почему полезно учить детей играть в шахматы? «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» Рауль Капабланка. Начался учебный год в школах, и у родителей появились проблемы – чем и как занять свободное время школьника, чтоб была польза для ума и для здоровья. Мы стремимся вырастить своих детей такими, чтоб в самостоятельной жизни они стали успешными, умели преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку тягу к творчеству и самостоятельному мышлению? В разных семьях этот вопрос решается по-разному. Кто-то определяет ребенка на фигурное катание, кто в балетную студию, в школу тенниса, на хоккей, футбол, в технические кружки детского творчества (правда, в последние все реже) – вариантов множество, особенно, если родители состоятельны и могут оплачивать и дорогостоящую экипировку, и возможность регулярно возить на занятия. Ну, а если нет таких возможностей, то как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми или небезопасного болтания по улицам? Один из лучших способов – научить его игре в шахматы! Эта удивительная, древнейшая игра доставляет детям много радости, удовольствия, в то же время оказывает огромное влияние на умственное развитие. Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность. Он становится самокритичнее, учится самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах, когда проигрывает партию. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее. Знаменитый советский педагог В.А. Сухомлинский, считал, что «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». А когда начинать учить ребенка игре в шахматы? И кто этим должен заниматься? Когда читаешь биографии великих шахматистов, гроссмейстеров, чемпионов мира, то видишь, что все они начали играть в раннем детстве. Хосе Рауль Капабланка (1888-1942), выдающийся кубинский гроссмейстер и третий чемпион мира, научился играть в пять лет, наблюдая за игрой отца. Роберта Фишера (1943-2008), американского гроссмейстера и одиннадцатого чемпиона мира, в шесть лет научила играть в шахматы старшая сестра. Тринадцатый чемпион мира, Гарри Каспаров, играя с пяти лет, в 10 уже получил первый разряд и вошел в сборную команду Азербайджана. Другой выдающийся российский и международный гроссмейстер, двенадцатый чемпион мира, Анатолий Карпов (1951 г.р.) первые уроки шахматной игры получил от отца Евгения Степановича в пять лет. Из приведенных примеров видно, что учить игре в шахматы можно еще до школы, ну, и конечно, в младших классах школы. И начальные сведения вполне могут дать родители, старшие члены семьи, если они, хотя бы немного, когда-то играли или играют сами. Сейчас есть много разнообразной литературы, пособий по обучению шахматной игре. Особенно мне нравятся книги Игоря Сухина. Например, для обучения самых маленьких прекрасное пособие «Приключения в шахматной стране». Еще есть учебник Всеволода Кострова«Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей. Учебник для 1-2 класса начальной школы». Или вот «Шахматы для «чайников». Во времена моего детства шахматы и шашки были самыми доступными и самыми любимыми играми. Постоянно проводились турниры и внутри класса, и школьного масштаба, и в Доме пионеров, и городские. Играли и мальчики и девочки, и всегда около игроков были болельщики и наблюдатели. Очень хорошим шахматистом был мой муж – имел первый разряд. И по его рассказам, во время длительных морских рейсов шахматы помогали отвлечься хоть ненадолго от разных проблем, скоротать время. Сыновья в детстве очень любили играть с отцом, когда он возвращался с моря. А потом и старший внук лет в шесть сел за доску с дедушкой, и во втором классе даже стал победителем школьного турнира. Хотя никто из них не увлекся всерьез игрой и не стал чемпионом и мастером по шахматам, но игра привила им очень много полезных свойств характера. Как-то здесь, в Хьюстоне, мама одного моего ученика, семилетнего Габриэла – Гаврика, как мы его зовем, сказала, что он очень хочется научиться играть в шахматы. Среди наших знакомых нет никого, кто мог бы его научить азам этой игры. Гаврик ребенок очень шустрый, подвижный, непоседа, любитель поговорить, сосредоточиться 20-30 минут на уроке для него сложно. Занимаемся мы с ним русским языком уже месяцев восемь. Гаврик наполовину египтянин, (папа, правда, давно с ними не живет), мама приняла мусульманство искренне и безоговорочно. И у мальчика большие нагрузки – кроме обычной американской начальной школы, он два раза в неделю ходит на занятия по изучению Корана и арабского языка. Но мама хочет, чтоб и русский язык он знал. Освоение грамоты движется довольно медленно, одного урока в неделю мало, к тому же, из-за маленького словарного запаса у мальчика, много времени уходит на объяснение слов. При этом Гаврик вскакивает, бегает, размахивает руками, пытается как-то сам объяснить это слово. Домашние задание он тоже выполнял не всегда. И вот, переговорив с мамой, я предложила, что часть урока будем посвящать игре в шахматы. Я, хотя и небольшой специалист, но начальные сведения могу дать. А потом видно будет, можно найти кружок или клуб шахматный. Благо, шахматы и пара книг по игре в нашем доме есть, к тому же Интернет, как справочное бюро, всегда под рукой. Да и сын, изредка, при наличии свободного времени, обещал поучаствовать в обучении. С Гавриком договорились так, что если он будет хорошо заниматься русским языком, делать дома, то, что я ему задаю, не будет отвлекаться на ненужные разговоры, то мы каждый урок 20 минут будем отводить игре в шахматы! Кто-то скажет, что 20 минут слишком мало, но на первых порах для ребенка вполне этого достаточно, чтоб не сильно переутомлять. И знаете, как у нас хорошо пошло дело! Теперь Гаврик приходит ко мне на урок с выполненными упражнениями, старается не отвлекаться во время чтения, чтоб мы успели уделить внимание шахматам. Гаврик уже знает, как называются все фигуры, в каком порядке выстраиваются они на доске, как ходит та или иная фигура. Очень ему понравилось объяснение слов «шах» и «мат». Запомнил, что «шах» в переводе с персидского – угроза королю, и что от шаха необходимо как-то защищаться. А «мат» в переводе с арабского – смерть. И если вам объявили мат, значит, вы проиграли. Он знает, что Король – самая главная фигура, а Ферзь – самая сильная. Можно начинать решать простенькие задачи с небольшим количеством фигур. Шахматы и шашки - интересные игры и прекрасный способ для развития интеллекта Игры в шахматы и шашки одни из древнейших игр. Древним индусам была известна игра в шахматы во времена великого математика Тота и фараонов. Когда Тот познакомился с шахматами, он придумал игру в шашки, так как шахматы были народной игрой индусов, а не египтян. Несколькими веками позже один тайный заключённый Бастилии, которого приговорил к пожизненному тюремному заключению, ежедневно играл шашки. Это помогло ему сохранить рассудок и не сойти ума сидя в одиночной камере. На сегодняшний день шахматы и шашки уже давно завоевали большую популярность. Всевозможные турниры проводятся несколько раз в год среди разных возрастных категорий и, надо сказать, дети нисколько не уступают в мастерстве взрослым. Мастера изготавливают красивейшие шахматные и шашечные фигуры, завоёвывая авторитет своими изобретениями среди именитых игроков. В сети интернет появилась возможность играть в шашки на двоих онлайн в любом месте, и это совершенно бесплатно. Что дают шахматы и шашки? Издревле эти игры считаются развивающими память, логику и тренирующие мозг. Наиболее сложной считается игра в шахматы, но и шашки нельзя назвать примитивной перестановкой фигур. Эти игры заставляют мозг активно работать, выискивая варианты ходов и пытаясь уловить стратегию соперника. Хитрые ловушки и продуманные ходы характеризуют игрока как мастера, способного предвидеть игру на несколько ходов вперёд. Всем известно, что эти игры идеальное средство для развития у ребёнка самостоятельности, внимательности, усидчивости, целеустремлённости и математических способностей. Это наиболее подходящий способ повысить уровень интеллекта ребёнка. Во многих школах уже есть шахматные и шашечные кружки, где дети проводят в свободное время от занятий. Некоторые учителя следят за выполнением домашних заданий и не допускают ребёнка к игре, если он не сделал или прогулял по неуважительной причине уроки. Получается, что шахматы и шашки ещё один дополнительный стимул для хорошей учёбы в школе. Обучение игре можно начинать с 4 летнего возраста ребёнка. Нужно рассказать историю происхождения шахмат и шашек, какая фигура что означает и почему нужно делать ход так, а не иначе. Рассказывая интересные факты об игре, взрослый сможет привлечь малыша и заинтересовать. Можно рассказать о шахматных короле и королеве сказку, показать кто из них злой, а кто добрый и что нужно делать, чтобы добро победило зло. Школьники обучаются быстрее, чем малыши. Если родители беспокоятся, что ребёнок слишком не усидчив, то нужно помнить – игра в шахматы и шашки развивают не только умственные способности, но и усидчивость, обязательность и ответственность. | |
Просмотров: 635 | Загрузок: 43 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |