Вторник, 30.04.2024, 23:16
Приветствую Вас, Гость

 Система работы по развитию мелкой моторики руки детей дошкольного возраста

Развитие речи у старших дошкольников оказывает ог­ромное влияние на успеш­ность обучения их в дальней­шем. Готовность детей к шко­ле включает зрелость всех систем организма, сформированность  крупной и мелкой моторики, зрительного и фо­нематического восприятия.

В последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увели­чилось. Если в 50-х гг. XX в. было около 17% детей с дефек­тами звукопроизношения (дан­ные М.Е. Хватцева), то в конце XX — начале XXI вв. их стало 52,5%, причем 16,7% из этого числа приходилось на полные звуковые замены, ос­тальные 35,8% составили дети со стертой или выраженной формой дизартрии.

Научные исследования се­редины прошлого века дока­зали существование взаимо­связи между уровнем разви­тия речи и степенью, развития тонкой моторики кисти руки (Л.Ф. Фомина, 1971; М.М. Коль­цова, 1973; В.И. Лубовский, 1978; Е.М. Мастюкова, 1978).

На основе исследований М.М. Кольцов в 1973 г. дела­ет важнейший вывод о том «...что есть все основания рас­сматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть еще одна ре­чевая зона мозга» .

Недостатки развития мел­кой моторики у детей с ОНР проявляются:

— в нарушении точности, бы­строты, переключаемости и координированности дви­жений;

—  затруднениях динамичес­кой и статической органи­зации двигательного акта;

— невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;

— снижении двигательной памяти и самоконтроля;

— замедленности, застревании на одной позе.

Анализируя  особенности развития мелкой моторики у детей с ОНР, Т.Б. Филичева замечает, что названные от­клонения в двигательной сфе­ре наиболее ярко проявляют­ся у детей, в структуре обще­го недоразвития, речи которых выраженным является дизартрический синдром. При всех формах дизартрии отмечается ограничение активных движе­ний мышц артикуляционного аппарата в сочетании с рядом других различных нарушений и особенно с нарушением тон­кой дифференцированной мо­торики пальцев рук.

Кроме того, при дизартрии часто нарушается четкость кинестетических ощущений. Ребенок не воспринимает со­стояние напряженности или, наоборот, расслабленности мышц. Поэтому у детей с этим синдромом отмечается напряженность мелкой мус­кулатуры и в связи с этим неловкость движений пальцев рук.

Все изложенное выше ука­зывает на необходимость целе­направленной работы по раз­витию мелкой моторики рук у детей с ОНР, обусловленным синдромом дизартрии.

В последние годы появилось достаточно много различной литературы практического ха­рактера по развитию мелкой моторики рук. После тщатель­ного ее анализа выявилась воз­можность выстроить систему работы с детьми старшего дош­кольного возраста и применить ее для повышения эффектив­ности процесса развития и коррекции речи.

В реализации данной сис­темы ведущая роль отводится учителю-логопеду. Он плани­рует все виды работ, разучи­вает с детьми наиболее слож­ные из них (сопряженная ар­тикуляционная гимнастика, приемы самомассажа),  консультирует воспитателей и родителей. Воспитатель вы­полняет большую часть рабо­ты, используя для этого ре­жимные моменты: разучива­ет с детьми пальчиковые игры и упражнения, закрепляет навыки самомассажа и сопря­женной гимнастики, форми­рует графомоторные навыки, организует виды деятельнос­ти, направленные на развитие мелкой моторики (продуктив­ные, игровые, конструктив­ные, ручной труд и др.).

Для подготовки детей стар­шего дошкольного возраста к обучению были выделены два направления развития мелкой моторики:

1) пальчиковый игротренинг;

 2) формирование графомоторных навыков.

Развивающая работа осно­вывалась на результатах диаг­ностики, возрастных и инди­видуальных особенностях де­тей и специфики их диагноза.

К задачам развития мелкой моторики относятся:

•    ослабление напряжения в мышцах кистей и пальцев рук;

•    развитие кинестетических ощущений, умение расслаб­лять и напрягать мышцы ки­стей и пальцев рук;

•    формирование умения удер­живать статическую позу, переключаться с одной по­зиции на другую;

•   развитие силы мышц кис­тей и пальцев рук, диффе­ренцированных движений;

•    динамической координации (координированной работы — одновременной и последова­тельной, одинаковой и про­тивоположной) кистей обеих Рук;

•    развитие зрительно-мотор­ной координации.

Принципы построения ра­боты:

•    игровая мотивация;

•    от простого к сложному;

•    выполнение упражнений сначала ведущей рукой, за­тем изолированно другой рукой, затем одновременно синхронно, затем одновре­менно асинхронно;

•    учет трех составляющих движения: сжатия, растя­жения и расслабления;

•    учет индивидуального тем­па детей;

•    задания на разных уровнях сложности:

—  по подражанию,

—  образцу,

—  речевой инструкции;

•    использование аутокоманд (ребенок проговаривает все, что делает, в том числе по­могает себе речевыми ко­мандами).     

Вся система работы по раз­витию мелкой моторики рук реализовывалась поэтапно. Были выделены несколько групп упражнений.

Первая группа — упражне­ния на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. Их характеристика дана ниже.

• Самомассаж и массаж кис­тей и пальцев рук. Самомассаж — один из ви­дов пассивной гимнастики, оказывающей тонизирующее действие на ЦНС, улучшаю­щей функции рецепторов, про­водящих путей. Он необходим для улучшения координации произвольных движений, вос­становления ослабленных мышц, снятия излишнего на­пряжения.

Самомассаж и массаж про­водились 2 раза в день: в ут­ренние часы перед занятия­ми и по 3—5 мин во второй половине дня, во время коррекционного часа. При этом использовали от 3 до 5 упраж­нений (на начальном этапе), затем 5—7, между которыми проводили упражнения на расслабление мышц рук. При данном виде работы очень важ­но соблюдать требования к проведению массажа, иначе можно нанести вред здоровью ребенка.

После каждого упражне­ния дети выполняли расслаб­ляющие поглаживания или встряхивание рук. Для масса­жа использовали различные приспособления и мелкие предметы: массажные щетки («ежики»), маленький каучу­ковый или теннисный мячик, грецкий орех, карандаши, колючие колечки, «каштан». При работе с ними учитыва­ли следующее требование: руки ребенка должны быть чистыми, без царапин, язво­чек или других повреждений. На начальном этапе все но­вые движения и упражнения показывает логопед, побуждая детей копировать. Затем вы­полняет их вместе с детьми, после чего дети переходят к са­момассажу по инструкции пе­дагога. Начинать самомассаж нужно с прогревающих движе­ний, что делает мышцы более податливыми, помогает избе­жать болевых ощущений. На­пример, при выполнении уп­ражнения «Очень холодно зи­мой» разогреваются мышцы тыльной стороны рук, а упраж­нения «Мы — индейцы» — мышцы ладоней.

Самомассаж делается на обе­их руках попеременно. Выпол­нение упражнений можно со­провождать стихами или сче­том.

Кроме самомассажа, в пер­вую группу входят упражне­ния:

• на расслабление мышц — по­глаживание: «Погладь котен­ка», «Погладь, как мама», «Маляры », « Качели »;

•    на растяжение мышц, для снятия застоя в них и ско­ванности: «Дотянись до конца дорожки», «Вот ша­гает великан»;

•    на развитие тактильных ощущений, мышечной па­мяти, кинестетики.

Для развития тактильной и кинестетической чувствитель­ности пальцев и кистей рук весьма эффективен пальчико­вый бассейн — небольшой пятилитровый таз с крышкой, наполненный сыпучим мате­риалом с необычной тексту­рой. Это могут быть манная и гречневая крупа, пшеничные хлопья, фасоль (для игры «Найди и сосчитай»). Для игры «Угадай, кто в бассейне спрятался?» в таз помещали игрушки или мелкие предме­ты по лексическим темам. Для формирования тактиль­ной (мышечной) памяти ис­пользовали игру «Угадай, ка­кой, какая?»: в бассейн поме­щали игрушки из различного материала (по одной), разло­жив такие же на столе. Опус­кая руку в бассейн, ребенок ощупывает игрушку, затем находит такую же на столе и называет, из какого материа­ла она изготовлена или какая она по форме, величине.

Пальчиковый бассейн мож­но использовать и для моде­лирования кистью руки арти­куляционной позиции языка.

Так, перед выполнением уп­ражнения «Чашечка» ребенок «ковшом экскаватора» — ру­кой зачерпывает и пересыпа­ет крупу в лежащую рядом крышку.

Существует описание раз­нообразных наполнителей для пальчикового бассейна в зави­симости от поставленных це­лей: крышки от пластиковых бутылок, теннисные мячи — для расслабления мышц; кру­па разной текстуры — для формирования и дальнейшего развития кинестетических и тактильных ощущений.

Вторая группа — упражне­ния на одновременное разви­тие речедвигательного аппара­та и мелкой моторики — со­пряженная гимнастика. При ее выполнении соблюдаются те же правила, что и при ар­тикуляционной гимнастике и упражнениях на развитие ки­нетического и динамического компонентов мелкой мотори­ки. Здесь в первую очередь следует учитывать принцип «от простого к сложному», т.е. сложность упражнений долж­на нарастать одновременно: от одного движения артикуляци­онным аппаратом и кистью руки (улыбнуться или широ­ко открыть рот) до несколь­ких — улыбнуться, открыть рот, высунуть узкий язык; от однонаправленных простых движений и действий одной рукой до разнонаправленных движений и действий двумя руками. Например: «Улыбка» (губы улыбаются, пальцы рук одновременно расходятся в стороны), «Змейка» (волнооб­разные движения руками, а языком выполняется «змей­ка»). Упражнения сопряжен­ной гимнастики разучивают­ся по подражанию и моделям, а затем дети выполняют их по инструкции.

Третья группа — упражне­ния на развитие силы мышц кистей и пальцев рук. Пере­числим несколько игр и уп­ражнений с мелкими предме­тами и мелким спортивным инвентарем.

1. Упражнения с маленьки­ми (теннисными и каучуко­выми) шарами или грецкими орехами: «Пасть тигра кусает шар», «Обезьяна хватает пер­сик », « Завинчивание и отвин­чивание», «Пальчиковый фут­бол».

При сжатии и сдавливании шар нужно держать очень плотно, добиваясь ощущений ломоты, растягивания и чере­дуя сжатие и расслабление пальцев. Такое упражнение мы использовали преимуществен­но в индивидуальной работе, так как здесь необходимы кон­троль со стороны взрослого над правильностью выполнения и недопустимость переутомления мышц. После выполнения этих упражнений необходимо вы­полнить растирающий самомас­саж или массаж рук «кашта­ном», резиновым мячиком или щеткой — «ежиком».

2.  Упражнения с ручным резиновым эспандером или небольшими резиновыми мя­чами (можно использовать иг­рушки для прорезывания зу­бов).

3.   Упражнения и игры с пальцами в течение 2—3 мин. Вновь разучиваемые упражне­ния выполнялись в медленном темпе, под счет на 3—5 раз каждое.

Четвертая группа — уп­ражнения на развитие кине­тического компонента двига­тельного акта, развивающие умение сохранять и удержи­вать определенную статичес­кую позу. Их выполняют по очереди одной и другой рукой, затем вместе двумя руками. Например: «Деревья», «Кор­ни», «Пароход», «Мостик», «Зайка», «Коза», «Собака».

Пятая группа — самая боль­шая группа упражнений на развитие динамического ком­понента двигательного акта. В нее входят: упражнения для работы с ритмами (симметрич­но, асимметрично, акцентуированно); на развитие умения переключаться с одной пози­ции на другую, реципрокной координации, умения проти­вопоставлять большой палец остальным; динамической коор­динации (выполнение услов­ных движений с выработкой стереотипа и с отказом от него). Например: «Кошечка», «Сме­ны », « Пальчики здороваются »; разнообразные пальчиковые игры, связанные с лексичес­кими темами: «Компот», «Моя семья», «Много мебели в квар­тире»; игры с пальчиками: «Маша — хозяйка», «Вышел козел...», «Колечки», «Кисе­лек», «Кулак — ребро — ку­лак», «Кулак — ребро — реб­ро», «Кулак — ребро — ла­донь».

Каждое новое упражнение сначала разучивается одной (ведущей) рукой. После до­статочного освоения перехо­дим к обучению другой рукой, и только после того как уп­ражнение освоено до автома­тизма, можно отрабатывать его одновременно двумя рука­ми, постепенно убыстряя темп. По мере накопления у детей освоенных упражнений переходят к гимнастике для пальчиков, используя стихо­творное сопровождение.

Особое внимание следует уделять правильному положе­нию кисти руки, точности переключения с одной пози­ции на другую, дифференци­рованности движений пальцев рук, их синхронности или последовательности, полному расслаблению пальцев и кистей рук при выполнении со­ответствующих упражнений.

Пальчиковые игры и уп­ражнения желательно прово­дить перед первым занятием, прогулкой, в начале индиви­дуального занятия воспитате­ля с ребенком по заданию ло­гопеда (во второй половине дня); пальчиковые игры с ре­чевым сопровождением, соот­ветствующим лексической теме, — перед коррекционным занятием или на занятии во время физкультминутки; самомассаж (массаж) пальцев и кистей рук — в утренние часы и на индивидуальных занятиях воспитателя с деть­ми.

Шестая группа — упраж­нения на развитие мелкой моторики и формирование графомоторных навыков. Работа проводилась в несколько эта­пов:

— формирование умения чер­тить горизонтальные и вер­тикальные линии, следить за движением своей руки;

— умения копировать круг, крест, квадрат, треугольник и другие изображения, а также ставить точки или рисовать кружки между двумя горизонтальными ли­ниями и следить глазами за движением своей руки;

— умения копировать буквы.

В работе по формированию графомоторных навыков использовали опыт копирования геометрических форм, соедине­ние контура рисунка по точ­кам, раскрашивание картинок внутри контура с применени­ем шаблонов. Вот несколько заданий: «Проведи по линии» (обведение по контуру), «Боль­ше — меньше» (уменьшение или увеличение объекта, по контуру и без), «Повтори ри­сунок» (копирование рисунка по точкам и клеточкам), «Об­веди и раскрась», «Заштрихуй фигуру», «Обведи и заштри­хуй », « Закончи узор », « Соеди­ни точки» (пунктир), «Повто­ри рисунок» (копирование ри­сунка по точкам), «Дорисуй половинку» (на неразлинованном листе и по клеточкам), «Дорисуй (допиши) букву», «Обведи букву и раскрась» (трафареты), «Заштрихуй бук­ву», «Нарисуй букву по точ­кам ».

Развивая мелкую мотори­ку, необходимо соблюдать сле­дующие важные требования:

•    клетка в рабочих тетрадях должна быть крупной, в подготовительной к школе группе до конца декабря — клетка крупная, а с сере­дины января — мелкая;

•    для штриховки или раскра­шивания необходимо иметь альбомы и раскраски;

•    простые карандаши долж­ны быть мягкими;

•    особое внимание следует об­ратить на правильный за­хват карандаша ребенком и положение кисти руки во время работы;

•    не допускать поворачива­ния листа или тетради при выполнении задания;

•    не использовать упражне­ния на безотрывное прове­дение  длинных  горизон­тальных линий, рисунков, особенно если рисунок на всю ширину тетради.

Для развития мелкой мото­рики  используются  такие виды работ, как лепка букв из пластилина,  рисование букв на манке (на тарелочке или в пальчиковом бассейне), ощу­пывание букв, вырезанных из наждачной бумаги, вырыва­ние букв из газетной бумаги, выкладывание букв из фасо­ли (гороха) на карточках, на­мазанных пластилином.

В свободной деятельности детям предлагаются игры: «Собери бусы», «Вырежи и на­клей», «Шнуровки», «Застеж­ки», разнообразные мозаики, мелкий конструктор. Допол­нительная работа проводится воспитателями на занятиях по развитию продуктивных ви­дов деятельности.

Приведенная группировка упражнений по развитию мел­кой моторики и последователь­ность их включения в работу не являются строгим правилом. Выбор упражнений мо­жет варьироваться в зависимо­сти от того, какие задачи ре­шаются в данный момент коррекционной работы.

Таким образом, целенаправ­ленное систематическое и по­этапное развитие мелкой мо­торики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уже на начальном этапе рабо­ты повышает работоспособ­ность за счет тонизирующего воздействия на кору больших полушарий; одновременно с развитием тонких дифферен­цированных движений паль­цев рук становится более под­вижным артикуляционный аппарат; исчезают явления моторной истощаемости. Со­пряженная гимнастика у де­тей с дизартрией способству­ет наиболее эффективной под­готовке артикуляционного аппарата к постановке звука, развитию мелкой моторики, нормализующему тонус мыш­цы артикуляционного аппара­та, улучшающему речедвигательную функцию организма.

Результаты итогового обсле­дования позволили сделать вывод: использование системы работы по развитию мелкой моторики рук в комплексе с другими видами коррекционной работы эффективно способствует развитию речи и психических процессов.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1.  Аммосова Н.С. Самомас­саж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед. 2004. № 6. С.   78 — 83.

2.  Дудьев В.П. Особенности произвольной двигательной де­ятельности детей с общим не­доразвитием речи // Дефекто­логия.  1995.  № 4. С. 43—50.

3.  Дудьев В.П. Средства раз­вития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефек­тология.  1999. № 4. С.  50—54.

4.  Кольцова М.М. Двигатель­ная активность и развитие фун­кций мозга ребенка. М.,  1973.

5.   Косинова Е.М. Гимнасти­ка для пальчиков. Развиваем моторику. М.,  2006.

6.   Логопедия / Под ред. Л.С.  Волковой.   М.,   2006.

7.  Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошколь­ный возраст.  М.,  1997.

8.  Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. СПб.,  2002.

9.   Светлова И.Е. Готовим руку к письму. М., 2005.

10. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспи­тание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 1991.

Составила: учитель-логопед Мухамедзянова Е.А

 

 

Что такое игры с "пальчиками".

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммиро­ван на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малы­шей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую ин­формацию, приобретает любые навыки без дополни­тельной мотивации с легкостью и азартом.

Развивать малыша с пеленок — модно. Но педаго­ги-психологи, сторонники традиционных методов, счи­тают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ре­бенком. Поверьте, это самое благодарное времяпрепро­вождение.

Сегодня мы поговорим о «пальчиковых» играх, ко­торые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлека­тельное и полезное занятие! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука — это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристо­тель. «Рука ~ это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребен­ка: «... он хочет все потрогать, все взять в руки. Не ме­шайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук...»

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стиму­лируют развитие речи, творческие способности, фанта­зию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Давайте раз­беремся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью за­нятий по развитию ловкости и точности пальцев рук яв­ляется развитие взаимосвязи между полушариями го­ловного мозга и синхронизация их работы. В правом по­лушарии мозга у нас возникают различные образы пред­метов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот про­цесс благодаря «мостику» между правым и левым полу­шариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслитель­ные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговари­вал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, са­мую тонкую работу. — с раннего возраста начинайте раз­вивать его руки: пальцы и кисти.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены уп­ражнения с каменными и металлическими шарами. Ре­гулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают коор­динацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются уп­ражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание меж­ду ладонями шестигранного карандаша. И у нас с мало­летства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрожда­ют старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о велико­лепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребен­ка и мозговая деятельность активизируется. Для обуче­ния в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры — хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того что­бы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движе­ния для пальчиков — сначала простые, несложные, а за­тем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впе­чатления, у него развивается внимательность и способ­ность сосредотачиваться. Такие игры формируют доб­рые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

 

  1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содер­жание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению уп­ражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  2. Перед началом упражнений дети разогревают ла­дони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
  5. При выполнении упражнений необходимо вовле­кать, по возможности, все пальцы руки.
  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выпол­нялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
  8. Все указания даются спокойным, доброжелатель­ным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2—3 раза.

  1. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наи­зусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  2. Выбрав два или три упражнения, постепенно за­меняйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры мо­жете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  3. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произ­носить текст). Объем внимания у детей ограничен, и не­выполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  4. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируй­те их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Обязательно посмотрите хотя бы на одну маму или бабушку, которая «исполняет» игру так, что детям нра­вится. Имеет значение многое: темп, тембр голоса, вы­ражение лица, громкость, положение тела, а не только пальцев. В книжке всего не опишешь.

Помогать ли пальчикам? Это непременно нужно де­лать, если вы занимаетесь с младенцем, который сам пока не делает произвольных движений пальцами. Но тут и игры попроще — с разгибанием-загибанием отдель­ных пальчиков, с небольшим массажем, с ощупыванием предметов разной формы и фактуры.

Сначала, объясняя, как выполняется то или иное уп­ражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Посте­пенно от показа отказываются, остаются только словес­ные указания. Если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может само­стоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно нау­чить в случае необходимости ребенка самого поддержи­вать одну руку другой или помогать свободной рукой дей­ствиям работающей.

Начинать пальчиковые игры надо с разминки паль­цев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Если ребенок по своей инициативе подражает ва­шим действиям, иногда все же приходится на первом этапе занятий пальчиковыми играми брать его ручки в свои и манипулировать ими, чтобы понял, чего от него хотят. Но есть игры, в которых это технически невоз­можно сделать — ведь чтобы одновременно обе ручки и десять пальчиков двигались по-разному, направляясь мамой, у этой мамы должно быть своих пальцев два­дцать с лишним!

Еще важный вопрос: как расположиться маме отно­сительно ребенка, чтобы помочь освоить пальчиковые игры? Когда для игры нужна только одна ручка («Этот пальчик — дедушка», «Сорока»), это не очень важно — хоть сбоку, хоть просунув ручку ребенка через прутья кроватки. Вопрос встает, когда начинают работать обе руки. Лучше начинать с того, что мамы сидят на стульях, дети — у них на коленях, спиной к животу. Освоившись и захотев самостоятельности, дети уже сами могут са­диться рядом с мамами или друг с другом.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и ба­бочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удо­вольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. .Пальчиковые игры готовят малыша к счету, помогают лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера по игре, важны для фор­мирования чувства уверенности у ребенка.

Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди, или действуют поочередно, напоминают ма­ленькие сказочки, например: «Два толстых поросенка», «Краб», и выполнить их сами могут только дети 4—5 лет, а более маленьким их должны показывать взрослые. Про­износить тексты пальчиковых игр взрослый должен мак­симально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослым или с его помощью.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бу­мажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчико­вые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки ра­дует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тек­сты на любую подходящую мелодию.

Соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового теат­ра, формирование образно-ассоциативного мышле­ния — это и есть пальчиковые игры. Упражнения подби­раются с учетом возрастных особенностей.  В качестве примера предлагаем вам некоторые паль­чиковые игры для различных возрастных групп.


У новорожденного ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом, малыша можно даже немного приподнять. По мере со­зревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Внимание, родители: чем чаще у ребенка «включается» хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное развитие.

Пальчиковые игры интересны и полезны для каждо­го малыша.

Когда мама для такой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает ладошку, берет его пальчики, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получа­ет массу необходимых для его эмоционального интел­лектуального развития впечатлений. Такой контакт ус­покаивает и радует ребенка, вызывает у него улыбку и смех.

Ребенок с большим интересом следит за руками взрослого, смотрит, как «зайка шевелит ушками», как «паучок бежит», «собачка лает», «птичка летит», и с по­мощью взрослого сам выполняет разнообразные движе­ния. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в воз­расте 6—7 месяцев — делать массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание,
и поглаживание ежедневно в течение 2—3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражне­ния для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой.       ,

Очень важно для развития речи то, что в пальчико­вых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются, как заклинание, чем-то магическим, утешают и успокаивают. Какую игру пред­ложить, сколько раз ее повторить — должен решать сам малыш. Внимательные родители угадают желание ре­бенка. Насколько малышу понравится игра, зависит и от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спо­койно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей с полутора-двух лет имеют большое значение выразительная мимика и речь взрос­лого, умение сделать в нужном месте паузы, сказать тихо или громко, угадать, когда нужно повторить движение без текста, определить, где нужно говорить очень мед­ленно и так далее.

Хорошо принимаются начинающими игры со ще­коткой (хотя именно ваш ребенок их может пугаться), вообще с прикосновениями к разным частям тела. Их можно делать, как манипулируя ручками малыша, так и выполняя движения самостоятельно, но прикасаясь к называемым частям тела ребенка. Например, «Дарики — комарики» — игра одновременно несложная, обучающая и яркая: для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неиз­менно вызывающий восторг звук «В-з-з-з-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились — в щеч­ки (или куда-нибудь еще) вцепились — кусь-кусь-кусь-кусь!» Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь — кусь» тоже нравится боль­шинству детей и смешит их.

«Дарики — комарики»

Дарики, дарики,

Ай да комарики!

Вились, вились,

Вились, вились,

В носик вцепились!

В ушко вцепились!

В волоски вцепились!