Вторник, 30.04.2024, 18:53
Приветствую Вас, Гость
              2-я младшая группа
 
№4 "Радуга"
                     
 

Мы, как радуги цвета неразлучны никогда 

 
 
 Родителям о полоролевой социализации дошкольников
 
 Цели и задачи полового воспитания во многом определяются интересами общества и в первую очередь направлены на укрепление семьи.
Главное в полоролевом воспитании – это то, что оно является неотделимой частью нравственного воспитания.
И важнейшие задачи полоролевого воспитания – формирование в подрастающем поколении качеств мужественности и женственности и подготовка его к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей. Организуя половое воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности, как утверждает большинство современных учёных, являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями развития психических особенностей мальчиков и девочек. Эти психические различия в основном формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания, то есть в процессе полоролевой социализации. В процессе полоролевой социализации ребёнок старается строить своё поведение, сообразуясь со своим полом, идентифицируя себя с теми или иными представителями соответствующего пола – отцом, матерью, братьями, сёстрами, сверстниками, литературными героями – и подражая им. Безусловно, важным фактором в процессе формирования психического пола ребёнка является семья и, в частности, пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек – с матерями и бабушками. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания ускорен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики. Становится очевидным, что при воспитании ребёнка дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учётом современных достижений психологии и педагогики. По мнению учёных, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвёртый год жизни. Рассмотрим особенности данного возрастного периода более подробно. Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности , проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определённых чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки – у девочек. С четвёртого года жизни ребёнок осознаёт свои возможности, осознаёт себя как индивидуальность. Как проявит себя ребёнок в этом возрасте – робким или уверенным – таким будет и в жизни. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, сдержанности, скромности. Ребёнок должен знать не только свои права, но и обязанности. В этом возрасте ребёнок осознаёт различие людей по полу, он опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.). Представления о собственном поле ещё не стойкие и дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить. Часть детей при ясном осознании своего пола в то же время высказывают предпочтение другому полу. Например, девочка в игре «Дочки-матери» хочет изображать отца или сына. В 5 лет интенсивный процесс формирования ребёнка как личности в социальном, интеллектуальном, эмоциональном и физическом плане. Завершается первоначальное базовое овладение речью. По осмыслению «Я», самооценке, уровню развития речи, ориентации в окружающем можно дать прогноз успехов в школе и вжизни. В этом возрасте совершенствуется тонкая моторика, что стимулирует развитие речи, мышления и психики в целом. Поэтому необходимо предоставить детям возможность играть с конструктором, больше рисовать, можно обучать игре на музыкальном инструменте. Особенно надо поощрять рисование, т.к. рисунок своеобразная детская речь. Рисование способствует половой самоидентификации, управляет эмоционально-смысловым поведением ребёнка и помогает ему освободиться от возможных последствий психотравмирующих ситуаций. Тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них – принадлежность ребёнка к определённому полу. Общая направленность на идентификацию со своим полом придаёт определённое содержание и рисункам ребёнка: мальчики рисуют строительство домов и городов, дороги с мчащимися автомобилями, самолёты в небе, корабли в море, а также войны, драки, потасовки. Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют «хорошеньких девочек» и принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.
                                                

Пальчиковые игры в развитии ребенка

 

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики, кубики и т.п.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Этапы разучивания игр:

Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Начните с простых пальчиковых игр: 

Солнце вышло из-за тучки

Солнце вышло из-за тучки.

Побежал по небу лучик!

Лучик на нос Ване сел,

 

А потом улетел!

 

Кулак разжимается.

Пальчики растопырены, шевелятся.

Указательным пальчиком дотроньтесь до носа малыша.

Спрячьте руку за спину.

Ёжик

Вышел ежик на дорожку,

 

У него – четыре ножки!

У него – иголки

Будто бы у елки!

Прикоснитесь кончиками пальцев к столу, сымитируйте пальчиками шаги

 

Раскройте ладошку,

Растопырьте пальцы.

Братцы

Вышли братцы

Прогуляться.

А потом по одному все попрятались в дому! 

Разгибайте пальчики по одному.

 

Загибайте пальчики по одному в кулак.

 

Цветочки

По весне из почек

Выросли цветочки.

У цветочков – лепестки

А на них сидят жуки:

Раз-два-три-четыре-пять!

Лепестки скорей погладь!

Разгибайте пальчики из кулака.

 

Указательным пальцем другой руки «пересчитайте» лепестки.

 

Рукой малыша погладьте свою ладонь.

Зайка

Зайка утром встал,

 

 

За морковкой побежал!

Сложите руку: указательный и средний пальцы – «ушки», остальные пальчики – в кулак.

Зайкины «ушки» превращаются в ножки, которыми Вы «бежите» по руке малыша.

 

Вопросы часто задающие родители:

- С какого возраста можно начинать использовать пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику?

-  Пальчиковую гимнастику следует начинать делать в возрасте полугода (с 6 – 7 месяцев). Ежедневно в течение 2 – 3 минут поглаживайте ручки ребенка, разминайте его ладошки и пальчики. Это даст малышу необходимую сенсорную «пищу».  Пальчиковые игры следует начинать использовать в общении с ребенком с двух лет.

- Пальчиковые игры – не единственное средство развития мелкой моторики рук ребенка. Например, можно дать малышу макароны – пусть сидит, перебирает. Что лучше помогает развивать координацию рук?

- Конечно, можно и даже нужно использовать все возможные способы развития мелкой моторики рук ребенка (игрушки, рисование, лепка и т.д.). Но пальчиковые игры обладают весомым преимуществом: ребенок осваивает их в процессе живого и эмоционально-насыщенного общения со взрослым.

Если Вы используете в общении с ребенком пальчиковые игры, значит, Вы помогаете его развитию. Ведь, как известно, у малышей развитие мелкой моторики рук всегда влечет за собой и развитие речи. А развитие координации движений руки способствует подготовке руки к письму и рисованию.

 

                                                                                                                                                                                                                                                    Фадеева Т.И., Мастихина Т.П.
Воспитатели I квалификационной категории.