Вторник, 30.04.2024, 22:46
Приветствую Вас, Гость

Подготовила:

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11»,

г. Зима, Иркутской области.

Монид Любовь Евгеньевна.

ПАМЯТКА

«СЕКРЕТЫ ВЕЖЛИВОГО ВОСПИТАНИЯ». 

Ваш ребенок будет воспитан и вежлив, если Вы, уважаемые родители:

*  ведете себя деликатно по отношению к окружающим, в том числе к своим детям;

*  никогда не оскорбляете человеческого достоинства сына или дочери, не кричите на ребенка, не говорите при нем грубых слов, ни в коем случае не применяете в качестве воспитательной меры физические наказания;

*  не делаете бесконечных замечаний по пустячным поводам; где это возможно, поощряйте самостоятельность ребенка;

*  предъявляйте к детям единые требования. если кто-то из взрослых не согласен с замечаниями другого, то обсуждаете это в отсутствии ребенка;

*  уважаете достоинства маленького человека, исключив из речи выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано».

*  не забывайте говорить ребенку «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».

*  правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.

        Ребенок по своей природе активен и любознателен, он  легко впитывает все, что вокруг видит и слышит, ему передается настроение взрослых.

      Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суета,  взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.

    Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.

   Будут ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми в системе отношений «взрослые – ребенок» положительными, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоизма.

   Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей), определенные обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.

 

РОДИТЕЛЯМ

 

Берегите детей своих,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них в серьез,

Даже если они провинились

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног,

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к вам подойдет сынок,

Или руку протянет дочка,

Обнимите покрепче их,

Детскою ласкою дорожите.

Это счастье короткий миг.

Быть счастливыми поспешите.

 

 

Ведь растают как снег весной.

Промелькнут дни златые эти.

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом,

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время вернуться,

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечкой нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите ж пожалуйста, детство!

 

Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления

  Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окру­жает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным. Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя вовремя помочь ребенку справиться с его страхами. Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действи­тельную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх — выделение в кровь большого количества адренали­на, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне — это боязнь ситуаций (пред­метов, людей, событий), влекущих за собой выделение дан­ного гормона. Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

  Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина — конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревож­ность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не будешь спать — заберет Баба-яга!".

   Самые распространенные — это внушенные страхи. Их источ­ник — взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непро­извольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи — упа­дешь", "Не бери — обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и есте­ственно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут за­фиксироваться на всю жизнь.

    Еще одна из наиболее частых причин страха — детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед на­шим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправи­мым последствиям.

  Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родите­лей или боится оказаться их причиной.

  Нередко причиной страха становятся взаи­моотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают, и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

  Причина последняя — наличие более серьезного расстройства — невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

Есть средство против страха?

(страх расставания)

Большинство детей дош­кольного и младшего школь­ного возраста боятся расста­вания с родителями, они кап­ризничают, плачут и всеми возможными способами ста­раются этого избежать. Так бывает с детьми, которых ра­стят в тепличной атмосфере, приучая к мысли, что мама всегда рядом. Также причиной боязни служит резкое измене­ние привычной обстановки. Например, когда малыша кла­дут одного в больницу, от­правляют его в деревню к ба­бушке «на лето», устраивают в садик на «пятидневку», и так далее.

Чувства малыша понять не­сложно: родной дом - это един­ственное место, где он ощуща­ет себя в полной безопаснос­ти. Соответственно и родите­ли самые близкие люди на свете. В новой обстановке, с чужими людьми ему попросту становится страшно... Таким образом, и поход в детский сад или в школу превращается по­рой в огромный стресс. Однако рано или поздно, а выводить ребенка в большой мир все же приходится. Вот несколько советов, как это сделать с наименьшим ущербом для психики малыша и его родителей.                 

 1. Выходите заблаговре­менно.

Это нужно иметь ввиду прежде всего... Постарайтесь с самого начала приучить ребен­ка к другим людям - и чем раньше, тем лучше. Берите кроху с собой в магазин, при­учайте его играть со знакомы­ми дядями и тетями, другими детьми. Это крайне важно, если вы хотите избежать про­блем с рас­ставанием.

 2. Спокой­ствие, толь­ко спокой­ствие!

Не затяги­вайте про­цесс расста­вания, терзаясь мыслями: «Как он без меня?» Ребе­нок почув­ствует ваше беспокойство, и успо­коиться ему будет еще труднее. А ваши длин­ные объясне­ния («Мама без тебя будет скучать») - могут дать ребенку лиш­нюю надежду на то, что вы «образуми­тесь». Заберете его домой или останетесь вместе с ним. Ког­да вы в конце концов уйдете, малыш будет чувствовать себя не только брошенным, но и об­манутым!

Но и не вдавайтесь в другую крайность, пытаясь ускользнуть от малыша незаметно. Как пра­вило, такой обман дорого обхо­дится не только вам лично (ре­бенок перестает вам доверять), но и ни в чем не повинным вос­питателям, нянечкам и пр. - об­наружив исчезновение любимой мамы, может закатить такую истерику, что и «чертям тошно».

Научитесь прощаться быстро и твердо. Четко дайте понять, что какие бы истерики ребенок вам ни закатывал, он все равно пойдет в садик или в школу - это неотвратимо! Если вы хоть раз ему поддадитесь, в даль­нейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его кап­ризами и слезами.

3.    Не давайте взяток.

Не пытайтесь подкупить ре­бенка обещаниями типа: «Если ты будешь хорошо себя вести, я принесу тебе шоколадку». Это, конечно, может сработать, но помните, что деловые отно­шения хороши только в бизне­се, а любовь и душевную бли­зость они, как правило, разру­шают. Вы очень любите своего главного бухгалтера? А хотите, чтобы ваш ребенок относился к вам точно так же? Нелишне так­же задуматься и над тем, что дети растут, и запросы у них ме­няются. Какую цену за послуша­ние может с вас затребовать 17-летний оболтус?!

4.    Играйте.

Придумайте, как бы вы мог­ли по-особенному, забавно по­прощаться с малышом? Вы мо­жете, например, поцеловать его, обняться, потереться носи­ками... Это позволит превра­тить трагическую минуту рас­ставания в забавную игру. Объясните правила: чтобы вы­играть, нужно спокойно дож­даться, когда вы за ним верне­тесь. Дайте малышу с собой вашу семейную фотографию или любимые игрушки - какой-нибудь истрепанный мишка может оказаться гораз­до полезнее и убедительнее, нежели ваши долгие увещева­ния. Особенно если при этом сказать, что мишка будет за­щищать малыша в ваше отсут­ствие.

5. Хвалите.

Забирая ребенка, каждый раз говорите ему, как вы ску­чали и как сильно вы его лю­бите. Спрашивайте, как у него прошел день, что он делал, с кем играл... Говорите, как вы уважаете воспитателя или учителя, и какие хорошие у него новые друзья. Можете даже пригласить этих детей к себе домой.   

Таким образом, вы сможете создать более близкие и дове­рительные отношения с малы­шом. А время, проведенное без вас, наполнится в его со­знании более ценным смыс­лом. Помните, что страхи ис­чезают только в атмосфере дружелюбия!

  Лишь одна любовь виновата...

Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой, а она вдруг возникла снова после болезни ребенка, когда малыш долго находился дома. Не расстраивайтесь. Ведь в боязни расставания, если разобраться, нет ничего страшного. Это лишь свиде­тельство того, что между вами существу­ет очень тесная связь. Вам лишь надо помочь ему спра­виться с этой проблемой. комендаций, как именно это сделать - множество, однако не стоит пытаться использовать их все, и тем более не нужно отказываться от соб­ственных придумок.

Психолог, конечно, может что-то порекомендовать и ука­зать на явные ошибки. Но при­нимать решения и воспиты­вать - именно вам. Ведь ваш ребенок уникален. Разве не так?

Что делать, если ребёнок испытывает страх?

    Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

    Не случайно говорят: человек рождается дважды - первый раз физически и второй - духовно. Человеку необходимо расширять свои возможности. Для ребенка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослым. В результате вырастает психопатический асоциальный человек, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.  Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше - это лучшая терапия, чем больше он говорит, тем меньше боится.

   Попробуйте переубедить ребенка бояться чего-либо, но не преуменьшайте страх, а поделитесь своим опытом, если он имеется, посоветуйте что-либо. Можно придумать сказку и разработать с ребенком комплекс мероприятий по борьбе со страхом. Например, ребенок, боящийся, что кто-то ночью влезет в его окно, придумал целую историю про то, как он победил незваного гостя с помощью игрушечного ружья, которое для такого случая всегда было наготове. Однако ребенок должен стараться придерживаться разработанных правил. Если страх выраженный, то бороться с ним надо дробно. Например, если ребенок боится собак, для начала стоит сходить в гости, где есть маленький щенок и поиграть с ним, потом, возможно, съездить на птичий рынок и т.д.

   Разумеется, старайтесь повысить самооценку ребенка, поддерживайте успешные для него виды деятельности, всегда умейте тактично оценить успехи ребенка в преодолении страхов. Помните, что прямой вопрос опасен - он может спровоцировать рецидив. Всегда старайтесь готовить ребенка к приближающейся угрожающей ситуации, обеспечьте ему надежную защиту, но не делайте ее избыточной.

Рекомендации  родителям:

  • Не стоит заниматься "закаливанием", т. е, если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произой­ти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

  • Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".

  • Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувство­вать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно не­возможно.

  • Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.

  • Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей - понять, что именно беспокоит его, и что явилось причиной страха.

    Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюде­нием за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!

  • Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха

  • Будьте внимательны к своим детям!

  •  

  • дополнительную информацию смотрите в каталоге файлов и в блоге